Педагогический проект

«Проектирование и организация адаптивного образовательного пространства путём вовлечения детей с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии в театрализованную деятельность»

Сроки реализации педагогического проекта: 2021-2024 годы.

Руководитель педагогического проекта:Василевич Наталья Васильевна, заместитель директора по основной деятельности.

Цель проекта: формирование позитивного опыта у детей с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями: усвоение ими групповых норм и ценностей, выстраивание гармоничных взаимоотношений, индивидуальное самовыражение и социализация через театрализованную деятельность.

Задачи проекта:

  1. Организовать психолого-педагогическое, организационно-методическое, учебно-методическое сопровождение проектной деятельности.
  2. Организовать деятельность участников проекта по разработке и применению проектных продуктов в образовательном и коррекционном процессе.
  3. Обеспечить изучение и оценку промежуточных, итоговых результатов проектной деятельности. Обобщить и оформить результаты проекта.
  4. Обобщить опыт реализации проекта. Предоставить итоги реализации педагогического проекта на официальном сайте учреждения образования, в средствах массовой информации.

Проведение семинаров, круглых столов, учебных и коррекционных занятий, воспитательных мероприятий

Игровое занятие «В гостях у сказки «Маша и Медведь» с использованием элементов театрализации

Игровое занятие «В гостях у сказки «Маша и Медведь»

с использованием элементов театрализации

                                      

Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрализованной  деятельности; формирование умения отражать игровые действия и имитировать действия персонажей.

Задачи:

Обучающая: Учить детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями передавать характерные черты героев сказки с помощью простейших движений, жестов и мимики, выполнять имитационные движения.

Развивающая: Развивать зрительное восприятие, слуховую память, активный словарь, коммуникативные навыки.

Воспитательная: Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности, доброжелательные отношения в общении друг с другом.

Материал: настольный театр сказка «Маша и медведь», маски медведей, косынки для Маши, кукла Маша, костюм медведя, сенсорная дорожка, домик, пенек, пирожки, корзинка,  мультфильм, музыкальное сопровождение, зеркала.

 

Ход занятия

 

  1. I. Организационный момент

Воспитатель

– Все мы за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Ребята слышите, к нам кто-то стучит в дверь.

Стук в дверь, появляется кукла Маша.

Маша

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маша. Я к вам пришла в гости, чтобы пригласить в свою сказку. Вы сможете узнать какая это сказка, если отгадаете загадку:

Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу.

На экране телевизора появляется изображение медведя.

Маша

– Правильно, ребята, я вас приглашаю в сказку «Маша и Медведь».

  1. II. Основная часть

Маша

– Ребята, становитесь друг за другом и мы с вами пойдем по лесной дорожке в мою сказку.

Звучит музыка. Дети идут по дорожке на лесную полянку, где стоит домик медведя. Возле домика, на пеньке находятся герои сказки «Маша и Медведь» (настольный театр). Дети садятся на ковер возле пенька.

Воспитатель

– Ребята, давайте вспомним сказку «Маша и Медведь».

Просмотр мультфильма.

Маша

– Ребята, понравилась вам сказка? А теперь давайте вспомним, что же со мной случилось.

Воспитатель

– Ребята, Маша будет вам задавать вопросы, а мы будем вместе отвечать и показывать героев сказки.

Дети отвечают на вопросы и выбирают фигурки настольного театра «Маша и Медведь».

Маша

– С кем жила Маша?

Дети называют и выбирают фигурки бабушки и дедушки.

– Кто позвал Машу в лес?

Дети называют и выбирают фигурки подружек.

 Как звала Маша подруг, когда потерялась в лесу?

Воспитатель побуждает каждого ребенка к произнесению «ау-ау».

– Что стояло в лесу на полянке?

Дети называют и выбирают фигурку избушки.

 Кто жил в этой избушке?

Дети называют и выбирают фигурку медведя.

Воспитатель

– Вспомните, ребята, Медведь оставил жить Машеньку в избушке и сказал ей убирать в доме, готовить еду и никуда не уходить. Скажите, Маша обрадовалась?

Нет.

– Она, наверное, расстроилась, правда? Давайте с вами покажем, как она плакала.

Дети вместе с воспитателем с помощью жестов и мимики  имитируют плач.

Воспитатель

 Маша поплакала, а потом придумала, как обхитрить Медведя.

Маша

– Что испекла Маша?

Дети называют и выбирают  пирожки.

– Куда спряталась Маша и положила пирожки?

Дети называют и выбирают  фигурку корзины.

– Зачем Медведь хотел сесть на пенек?

Медведь хотел съесть пирожок.

– Что Машенька говорила Медведю из корзинки?

Ребята произносят слова: «Не садись на пенек, не ешь пирожок».

– Кого испугался Медведь в деревне?

Дети называют и выбирают  фигурки собак.

– Кто открыл ворота и нашел корзину?

Дети называют и выбирают  фигурки бабы и деда.

– Баба и дед открыли корзину. Что они там увидели?

В корзине сидела Машенька и лежали пирожки.

Воспитатель

 Молодцы, ребята, ответили на все вопросы Машеньки.

Маша

– Ребята, а хотите, я вас научу печь пирожки? Смотрите и выполняйте вместе со мной.

Звучит музыка, дети вместе с Машей выполняют движения. Игра повторяется несколько раз

Я купила масло,

Сахар и муку,

Полкило изюма,

Пачку творогу.

(Загибаем поочередно пальчики, перечисляя продукты).

Пирожки пеку, пеку,

(Имитируем лепку пирожков)

Всех друзей я в гости жду!

Маша

 Молодцы, ребята, все старались.

Воспитатель

 Посмотрите, ребята, а кто это возле пенечка спит?

Возле пенька спит Медведь.

 Правильно, ребята. А когда все спят?

Все спят ночью.

 Правильно, а сейчас у нас день, светит солнышко. Давайте разбудим Медведя.

Подвижная игра «Ах, ты Мишка-лежебока».

Звучит музыкальное сопровождение. Дети подходят к медведю и машут указательным пальцем и выполняют движения по тексту песни. Игра повторяется несколько раз.

 Ах, ты Мишка-лежебока,

Спал ты долго и глубоко.

Чтобы Мишку разбудить,

Нужно нам в ладоши бить.

Ничего не получается,

Мишка наш не просыпается.

А давайте будем топать

И в ладоши громко хлопать.

Медведь

 Кто здесь шумит? Кто мне спать не дает?

Воспитатель

 Это нас с ребятами Машенька в сказку пригласила.

Медведь

 Ой, уже и день настал. Сколько времени я спал?

Медведь смотрит по сторонам, удивляется.

 Сколько здесь я вижу ребят, давайте поиграем.

Воспитатель  мальчикам одевает маски Медведя.

Воспитатель

 Ребята, покажите, как медведь сердится и пугает всех.

Дети повторяют за Медведем, используя мимику и жесты.

 А давайте покажем, как ходит Медведь.

Медведь идет по полянке. Ребята имитируют походку Медведя.

Воспитатель девочкам  одевает платочки для роли Машеньки, раздает зеркала.

Воспитатель

 Ребята, посмотрите на Машеньку.

Дети смотрят на Машеньку, она улыбается.

Воспитатель

 А теперь, посмотрите в зеркало и улыбнитесь, как Машенька. Вот какие вы все веселые и радостные!

Воспитатель собирает зеркала.

Маша

 Ребята, какие вы веселые!

Давайте за руки возьмемся

И вокруг пенечка весело пройдемся!

Маша с Медведем берут ребят за руки. Под музыку дети ходят вокруг пенечка (подпрыгивают и кружатся).

III. Подведение итогов

Воспитатель

– Ребята, в гостях в какой сказке мы сегодня побывали? Вам понравилось? С кем мы встретились? Давайте еще раз назовем героев сказки.

Ребята называют героев сказки «Маша и Медведь» и выбирают фигурки героев настольного театра.

Дети прощаются с Героями сказки и по лесной дорожке идут домой.

 

свернуть

Игровая программа «Безопасность – это важно» с использованием элементов театрализации

Игровая программа «Безопасность – это важно»

с использованием элементов театрализации

 

Цель: закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения в быту.

Задачи:

Обучающая: Формировать умение видеть опасные предметы в повседневной жизни, обучать правилам безопасного обращения с ними.

Развивающая: Развивать наглядно-действенное мышление, слуховое восприятие, зрительную и слуховую память.

        Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Материал: игрушки трёх поросят; карточки с опасными ситуациями в быту; безопасные и опасные предметы; карточки с номерами службы спасения; две корзины; презентация, мультфильм, музыкальные произведения.

 

Ход занятия

 

  1. I. Организационный момент

Воспитатель

 День необычный сегодня у нас, я всех рада видеть вас!

Упражнение «Здравствуйте»

Здравствуй, день чудесный,

Здравствуй, детский центр, (руки плавно вверх)

Здравствуй, добрый друг, (обращаются друг к другу)

Здравствуй, все вокруг! (обнимают себя руками)

  1. II. Основная часть

Слышится мелодия из сказки «Три поросенка»

Воспитатель

– Ребята, я вас сегодня приглашаю в сказочное приключение.

Воспитатель показывает на столе персонажей из сказки.

Воспитатель

–  Давайте вспомним, кто это? 

Три поросенка: Наф – наф, Ниф – ниф и Нуф - нуф.

Воспитатель

– Сегодня я буду волшебницей и превращу вас в героев сказки «Три поросенка».

Взмах волшебной палочкой и превращение детей в героев сказки. Детям надевают маски поросят.

Воспитатель

– Давайте с вами посмотрим мультфильм.

Просмотр мультфильма «Три поросенка».

Воспитатель

Какие домики были у поросят?

Кто жил в домике из соломы?

– Кто жил в домике из веток?

– Кто жил в домике из камня?

Дети находят домики своих персонажей.

Воспитатель

На столе лежит строительный материал, найдите, из чего построены ваши домики.

Дети накладывают на соломенный домик солому, на домик из веток – веточки, на домик из камня – небольшие камешки. Воспитатель помогает.

Воспитатель

Молодцы, ребята, а теперь попробуйте сломать веточки, солому, камень?

Дети выполняют задание.

Воспитатель

 Вспомните, чьи домики сломал волк? Почему?

Волк сломал домики из соломы и веток.

Воспитатель

  В каком домике спрятались поросята? Покажите этот домик.

Они спрятались в домике из камня.

Воспитатель

Давайте посмотрим, какой домик был самый прочный, подуем на каждый дом.

Ребята  дуют на домики.

Воспитатель

– Какой домик не упал, какой самый крепкий?

Звучит песенка поросят.

Нам не страшен Серый волк,

Серый волк, Серый волк.

Есть у нас – хороший дом,

Светлый дом, крепкий дом.

Будем жить мы вместе в нём,

Весело втроём!

Воспитатель

–  Поросята не подумали, что волк сможет разрушить их дома, не старались сделать их прочными и безопасными. А мы теперь с вами знаем, что дома нужно строить из камня.

Воспитатель

–  Ребята, приглашаю вас в кинозал. Присаживайтесь на стулья. Закройте глаза. 

Звучит музыка.

Показ презентации с изображением опасных бытовых предметов.

Воспитатель

–  Как вы думаете, ребята, о чём этот фильм? Давайте определим, какие предметы в доме могут быть опасными. Отгадайте загадки.

На столе лежат предметы, дети выбирают нужный.

Два конца, два кольца,

А посередине гвоздик? (Ножницы.)

Воспитатель

–  Для чего используются ножницы?

Отрезать ткань, вырезать что-то из бумаги, стричь волосы.

–  Что может случиться при неаккуратном обращении с ними?

Можно порезать палец, пораниться самому или поранить кого-нибудь.

Он и острый, и опасный,

Но на кухне нужен он –

 Им легко намажешь масло,

Сыр нарежешь и батон.  (Нож)

–  Что может случится при неаккуратном обращении с ножом?

Можно порезаться.

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою шнур тащу. (Игла)

–  Что мы можем делать иголкой, для чего она нужна? Что может случиться при неаккуратном обращении с иголкой?

Можно уколоться.

Ты помял штанишки, друг,

Доставай скорей ... (Утюг)

–  Для чего нам нужен утюг? Если дотронуться до горячего утюга, что может произойти?

Ожог, боль.

–  Запомните, ребята, если забыли выключить утюг, то может произойти пожар!

Длинный носик, круглый бок.

В нём горячий кипяток,

Он шипит, кипит,

Всем чай пить велит (Чайник)

–  Скажите, зачем нам нужен чайник?

Нагреть воду.

Тук-тук-тук,

Раздаётся громкий стук

Что же мальчик в руки взял?

Чем он гвоздик забивал? (Молоток)

–  Ребята, а что можно делать молотком?

Забить гвоздь, ремонтировать стол, стул, шкаф.

–  Если  неосторожно работать молотком, что будет?

Можно ударить по пальцу, разбить предмет.

Эти тонкие сестрички в домике своем живут.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть, как костёр! (Спички)

–  Для чего нужны спички?

Разжечь огонь, газовую плиту.

–  Со спичками играть нельзя, чтобы не случился пожар.

Заболел сегодня зайка.

–  Доктор, доктор, выручай-ка!

Нам врач назначил не конфетки,

А сиропы и... (Таблетки)

–  Ребята, когда вам мамы дают таблетки?

Таблетки пьют,  когда болеют.

–  Самому брать и пить лекарства и таблетки нельзя, будет очень плохо.

Воспитатель

–  Молодцы, ребята, отгадали все загадки. Теперь мы с вами знаем, что любые предметы и вещи могут быть одновременно и полезными для человека и опасными. Если пользоваться ими неправильно или брать их без разрешения, то может произойти несчастный случай. Давайте расскажем нашим поросятам правила, выполнение которых поможет избежать неприятностей.

Дети выбирают картинки и рассказывают, правила обращения с опасными предметам:.

нельзя играть со спичками, потому что можно устроить пожар;

– нельзя без разрешения взрослых брать ножницы и иголки, потому что можно пораниться;

нельзя оставлять чайник, утюг включенными в розетку, может начаться пожар.

Воспитатель

–  А теперь игра для вас, на экран смотрите, все движенья повторите.

Динамическая пауза  с видео сопровождением.

Дома острые ножи (пальцы рук соединяют над головой в форме крыши)

В руки вовсе не бери, (руки скрещены перед грудью)

Не раскидывай иголки,

Убери их все на полку, (руки сложены полочкой)

Если ножницы достал, (имитация ножниц)

Убери откуда взял, (руки на поясе, повороты туловища вправо - влево)

В рот таблетки не бери, (указательный палец прижат к губам)

Хоть красивые они (повороты головой вправо-влево).

Ты с игрушками играй, (изображают любую игрушку)

И беды тогда не знай (прыжки на месте на двух ногах).

Звучит мелодия звонка

Воспитатель

–  Ребята, слышите, кто-то в дверь звонит? Как вы думаете, кто это к нам пришел? Что же нам делать?

Открыть дверь.

Если в дверь звонок раздался

Сразу ты откроешь дверь?

Или спросишь: « Кто стучится?»

Незнакомцу ты не верь!

–  Никогда и никому не открывайте дверь, если вы дома одни!

Не пускайте дядю в дом, Если дядя незнаком! И не открывайте тёте, Если мама на работе.

Звучит мелодия звонка

Воспитатель

–  Так что же мы должны сделать, если кто-то позвонил в дверной звонок?

Спросить, кто пришел.

Воспитатель

–  Давайте спросим, кто же это?

Ребята спрашивают. В ответ слышен голос волка.

–  Чей это голос? Что нам теперь делать?

Это голос волка. Не открывать дверь не знакомым.

Воспитатель

–  Правильно, запомните если вы дома одни, не открывайте дверь незнакомым людям.

–  Ребята, давайте  поиграем, вам нужно разложить предметы в корзинки: неопасные – в синюю корзинку, опасные – в красную корзинку.

Предметы: ножницы, иголка с нитками, нож, терка, таблетки, машинка, тетрадь, книга,  краски.

Воспитатель

– А теперь присаживайтесь за столы. У вас на столах лежат карточки, рассмотрите их внимательно и зачеркните те картинки, на которых изображено то, что нельзя делать детям. 

Работа с перфокартами

III. Подведение итогов

Воспитатель

Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? Давайте еще раз вспомним правила безопасности.

Не открывать дверь незнакомым людям, не играть со спичками, не играть с электрическими приборами, не трогать опасные предметы.

Звучит музыка.

Воспитатель

– Ну, вот и пришло время возвращаться из сказки, а поможет нам «волшебная палочка». Сядьте удобно, закройте глаза.

Воспитатель прикасается к каждому ребенку, снимает маску и просит открыть глаза.

Рефлексия

Воспитатель

– Вот мы и вернулись в наш центр. У меня на тарелочке лежат смайлики весёлые и грустные. Ребята, кому понравилась наше сегодняшнее занятие, возьмите весёлого смайлика, кому было грустно – грустного.

 Дети берут смайлики и крепят на доку.

свернуть

Конспект занятия по образовательной области «Изобразительная деятельность» (живопись) для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями с использованием элементов театрализации

Тема: Колобок катится по дорожке

Цель: развитие у воспитанников положительного, эмоционального интереса к изобразительной деятельности и результатам рисования.

Задачи:

Образовательная: учить детей сочетать разные техники рисования: рисование Колобка гуашевыми красками (цветное пятно в форме круга или овала), изображение длинной волнистой или петляющей дорожки фломастерами.

Развивающая: развивать активный и пассивный словарь детей, восприятие формы посредством рисования, внимание через сравнение рисунков.

Воспитательная: воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками.

Оборудование: фигурки настольного театра «Колобок», маски-шапочки, сенсорная дорожка, музыкальное сопровождение, мольберт, маркер, фломастеры, листы бумаги с шаблоном круга, краски, кисточки.

 

Ход занятия

 

  1. I. Организационный момент

Воспитатель

 Ребята, к нам сегодня пришел гость.

Колобочек-колобок, У него румяный бок.

И хорош он, и пригож,

И на солнышко похож!

Положили Колобок

Остудиться на окошко.

Колобок с окошка – скок! –

Покатился по дорожке.

 Давайте мы с ним поздороваемся с Колобком.

Воспитатель показывает игрушку Колобка.

  1. II. Основная часть

Колобок

 Ребята, я к вам в гости пришел. Хочу с вами поиграть и мою сказку рассказать.

 Используется настольный театр «Колобок».

Жили-были дед и баба

Появляются герои Дед и Баба.

Воспитатель

 Давайте поможем бабе месить тесто.

Звучит музыка. Проводится пальчиковая игра «Тесто мы месили».

Тесто мы месили, (имитируем замес теста)

Пироги лепили, (лепим пирожки)

Шлёп-шлёп, шлёп-шлёп, (хлопаем в ладоши)

Слепим круглый колобок. (показываем большой пирог)

Какой славный Колобок у нас получился!

Воспитатель

 Ох, колобок горячий, из печи!

Надо его остудить, на окошко положить.

Проводится игра «Подуй на ладошки». Дети через нос вдыхают воздух, задерживают дыхание, затем дуют на ладошки.

Колобок

 Ах, какие вы молодцы!

Ну, а я продолжу нашу сказку.

Лежал Колобок, остывал. Надоело ему лежать, скатился он с окошка на лавку, с лавки на дорожку и покатился.

Воспитатель

 Ребята, давайте с вами поиграем, по дорожке пошагаем.

Проводится игра «Большие и маленькие ножки».

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Маленькие ножки, бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Дети становятся в круг.

Колобок

 Катится-катится Колобок, а навстречу ему заяц.

Воспитатель

 Давайте покажем, как зайчик прыгает.

Звучит музыкальное сопровождение, детям одевают маски-шапочки зайчиков. Все прыгают вместе с воспитателем, изображая зайчиков.

Колобок

 Покатился Колобок дальше, навстречу ему Волк, зубами щелк.

Воспитатель

 Как воет волк в лесу? Как щёлкает зубами?

Детям одевают маски-шапки волков.  Дети подражают вою волка «у-у-у» и щелкают зубами.

Колобок

 Покатился Колобок дальше, навстречу ему медведь косолапый.

Воспитатель

 Давайте покажем, как медведь ходит.

Звучит музыкальное сопровождение, детям одевают маски-шапочки медведей, он и идут за воспитателем, изображая медведя.

Колобок

 Покатился Колобок дальше, навстречу ему лисонька-лиса.

Воспитатель

 Давайте покажем, как лиса подкралась к Колобку.

Звучит музыкальное сопровождение, детям одевают маски-шапочки лисичек, они  идут за воспитателем, изображая лису.

Колобок

 Лиса, говорит Колобку: «Сядь ко мне на носок, да пропой ещё разок!» Сел Колобок лисе на нос, а она его «ам» и съела. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Воспитатель

 Ребята, бабушка с дедушкой очень расстроились, когда от них укатился Колобок. Давайте мы с вами порадуем бабушку и дедушку и нарисуем для них Колобка.

 Но сначала, мы поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика. Использование мультфильма.

Жили-были дед и баба - на поляне у реки.

И любили очень-очень на сметане колобки.

Хоть у бабки мало силы, бабка тесто замесила.

Ну а маленькая внучка - колобок катала в ручках.

Вышел ровный, вышел гладкий, не солёный и не сладкий,

Очень круглый, очень вкусный. Даже есть его нам грустно!

Воспитатель крепит лист бумаги на мольберт и рисует длинную дорожку маркером.

Воспитатель

 Вот по этой дорожке сейчас покатится Колобок, зверям на удивленье, навстречу приключеньям!

Воспитатель рисует прямую линию внизу листа. 

 Колобок у нас круглый, посмотрите, как я рисую круг. Держу кисточку правой рукой за край «железной юбочки». Обмакиваю кисточку в краску. Закрашиваю круг, не выходя за края. Вот и получился Колобок.

 Давайте в воздухе нарисуем пальчиком круг, вот такой круглый Колобок, молодцы!

 А теперь прямую линию, дорожку, по которой катился Колобок. Молодцы!

Воспитатель

 Садимся за столы. Спинка прямая, берем фломастер в руку. Покажите, как вы держите фломастер. Рисуем линию. Кто нарисовал, поставьте фломастер в стаканчик.

Звучит музыкальное сопровождение.

 А теперь возьмем кисточку, обмакиваем в краску желтого цвета, вот такую как наш Колобок, и закрасим на листочках Колобка.

Воспитатель обращает внимание на осанку детей, ноги вместе.

Самостоятельная работа детей. Оказание индивидуальной помощи.

III. Итог занятия

Воспитатель

 Молодцы, ребята. Справились с заданием. Давайте покажем нашему гостю, какие Колобки у нас получились.

Колобок

 Ребята, ваши рисунки мне очень понравились, на меня похожи, правда? Такие же круглые и желтые, как и я.

Воспитатель

 А давайте мы их прикрепим на дорожку, которую я нарисовала.

Выставка работ.

свернуть

Конспект занятия по предметной области «Игра» с использованием элементов театрализации

Конспект занятия по предметной области «Игра»

для детей старшего дошкольного возраста

 с тяжелыми и (или) множественными физическими                                               и (или) психическими нарушениями

с использованием элементов театрализации

 

        Тема: Театрализация русской народной сказки «Теремок»

Цель: формирование у детей умения имитировать действия персонажей, передавать их эмоциональные состояния, используя мимику, жесты, движения.

Задачи:

Образовательная: обучать детей элементам театрализованной деятельности посредством перевоплощения в образы сказочных персонажей; учить в правильной последовательности рассказывать сказку.

Коррекционная: способствовать развитию речи, зрительной и слуховой памяти.

Воспитательная: воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, умение взаимодействовать.  

Оборудование: предметные картинки (мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь), настольный театр «Теремок», фонарик, веселые смайлики,  дидактические игры «Лабиринт», «Тени», «Угощение для зайчика», «Платье для лисы», «Кто где спрятался», «Подбери заплатки», «Кто лишний?»

Предварительная работа:

 чтение и просмотр сказки «Теремок»;

 рассматривание иллюстраций к сказке.

 

Ход занятия

  1. I. Организационный момент

Учитель-дефектолог

 Здравствуйте, ребята.  Сегодня к нам в гости пришли герои сказки «Теремок». Давайте покажем, как мы готовы к встрече гостей.

 Вы готовы, глазки?

Дети

 Да! (поглаживают веки глаз)

Учитель-дефектолог

 Вы готовы, ушки?

Дети

 Да! (прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)

Учитель-дефектолог

 Вы готовы, ручки?

Дети

 Да! (хлопают в ладоши)

Учитель-дефектолог

 Вы готовы, ножки?

Дети

 Да! (притопывают ногами)

Учитель-дефектолог

 У вас хорошее настроение?

Дети

 Да!

Учитель-дефектолог

 Давайте за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

  1. II. Актуализация знаний

Учитель-дефектолог

Перед тем как играть в сказку, мы должны отгадать загадки.

На столе лежат картинки – отгадки. Дети показывают (называют)                        картинки и помещают их на магнитную доску.

1.Живёт в норке, грызёт корки.

Короткие ножки, боится кошки. (Мышка)

2.Зелёные мы, как трава,

Наша песенка «ква-ква». (Лягушки)

  1. Прячется он от лисицы и волка.

Любимые блюда - капуста, морковка. (Заяц)

  1. Он зубами щёлк да щёлк,

 Очень страшный серый … (Волк)

  1. Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост - ее краса.

Этот зверь лесной  …. (Лиса).

  1. Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Учитель-дефектолог

Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. Давайте изобразим героев сказки.

Показ движений, звукоподражаний: как бежит  мышка, как она пищит; как прыгает лягушка, как она квакает; как прыгает зайчик; как идет медведь; как крадется лиса; как щелкает зубами злой волк.

III. Основная часть

Учитель-дефектолог

– А теперь…Раз, два, три, четыре, пять –

Будем в сказку мы играть.

Дети с помощью взрослого произносят слова персонажей сказки                                 в соответствии с выбранной ролью и выставляют героев в правильной последовательности (с использованием настольного театра).

Учитель-дефектолог

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Мышка

– Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Учитель-дефектолог

– Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Дидактическая игра «Лабиринт»

Учитель-дефектолог

– А мы давайте покажем, какой дорогой бежала мышка к теремку. Для этого проведите фломастером дорожку от мышки к теремку.

– Молодцы! Хорошо справились с заданием. Продолжаем нашу игру.

Учитель-дефектолог

– Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

Лягушка-квакушка

– Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка

Я, мышка-норушка! А ты кто?

 Лягушка

– А я лягушка-квакушка.

 Мышка

– Иди ко мне жить!

Учитель-дефектолог

– Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Дидактическая игра на липучках «Тени»

Учитель-дефектолог

– Как оказалось, лягушка придумала для нас очень интересное задание: найти на картинке всех ее подружек среди других животных. Для этого картинки             с изображением лягушек прикрепить на их тени.

– Молодцы! Нашли всех лягушек. А теперь можем и отдохнуть. 

Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота»

Учитель-дефектолог

– На поляне дом стоит. (Пальцы обеих рук широко расставлены под углом друг к другу. Соприкасаются только кончики пальцев.)

Ну, а к дому путь закрыт. (Большие пальцы обеих рук подняты вверх, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются.)

Мы ворота открываем. (Ладони поворачиваются параллельно друг к другу.)

В этот домик приглашаем. (Руки разводят в стороны ладонями вверх)

Учитель-дефектолог

– Продолжаем нашу сказку.

– Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

Зайчик

– Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка

– Я, мышка-норушка!

Лягушка

– Я, лягушка-квакушка!

Вместе мышка и лягушка

– А ты кто?

Зайчик

– А я зайчик-побегайчик.

 Вместе мышка и лягушка

– Иди к нам жить!

Учитель-дефектолог

– Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Дидактическая игра с прищепками «Угощение для зайчика»

Учитель-дефектолог

– Ребята, давайте приготовим для зайчика угощение: выберем все овощи                           и прикрепим их к корзинке с помощью прищепок.

На столе лежат предметные картинки с изображением овощей, фруктов               и ягод. Задание: выбрать все овощи.

Учитель-дефектолог

– Молодцы! Зайчику очень понравилось наше угощение. А мы продолжаем путешествие по сказке.

Учитель-дефектолог

– Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

Лисичка

– Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка

– Я, мышка-норушка!

Лягушка

– Я, лягушка-квакушка!

– Я, зайчик-побегайчик.

Вместе мышка, лягушка и зайчик

– А ты кто?

– А я лисичка-сестричка.

Вместе мышка, лягушка и зайчик

– Иди к нам жить!

Учитель-дефектолог

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Дидактическая игра «Платье для лисы»

Учитель-дефектолог

– Лисичка приготовила для нас интересное задание: белые кружочки на ее платье мы должны сделать разноцветными. Для этого возьмем краски                  и пальчиками нарисуем на платье кружочки разного цвета.

Учитель-дефектолог

– Молодцы! Какое красивое платье получилось! Лисичке понравится!

Ребята, мы с вами хорошо поработали, а теперь пришло время отдохнуть.

Физкультминутка «Лисичка»

Учитель-дефектолог

– Лисонька по лесу шла, (ходьба на месте)

Хвостиком снежок мела. (движение рукой - подражание помахиванию хвостом)

А когда проголодалась, (поглаживание живота)

За едою в лес помчалась. (бег на месте)

Учитель-дефектолог

Отдохнули? Значит, можем продолжать наше путешествие по сказке.

Прибежал к теремку волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

Волчок

– Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка

– Я, мышка-норушка!

Лягушка

– Я, лягушка-квакушка!

Зайчик

– Я, зайчик-побегайчик!

Лисичка

– Я, лисичка-сестричка!

Вместе мышка, лягушка, зайчик и лисичка

– А ты кто?

Волчок

– А я волчок-серый бочок.

Вместе мышка, лягушка, зайчик и лисичка

– Иди к нам жить!

Учитель-дефектолог

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют, играют.

Дидактическая игра с фонариком «Кто где спрятался»

Учитель-дефектолог

И вот однажды животные решили поиграть в прятки. Да спрятались так, что найти их никто не может. Давайте мы попробуем их отыскать. Для этого выполним задание: посветим на картинку и назовем, кто за ней спрятался.

За пенечком спрятался зайчик, за елкой – лиса, за кустиком – волк, в норке – мышка, в луже – лягушка.

Учитель-дефектолог

Молодцы! Всех зверушек нашли. А теперь играем дальше.

Учитель-дефектолог

Вдруг, идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

Медведь

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

 Мышка

Я, мышка-норушка!

Лягушка

Я, лягушка-квакушка!

Зайчик

– Я, зайчик-побегайчик!

Лисичка

– Я, лисичка-сестричка!

– Я, волчок-серый бочок.

Вместе мышка, лягушка, зайчик, лисичка и волчок

– А ты кто?

Медведь

– А я медведь косолапый.

Вместе мышка, лягушка, зайчик, лисичка и волчок

– Иди к нам жить!

Учитель-дефектолог

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез никак не мог влезть                           и говорит:

Медведь

– А я лучше у вас на крыше буду жить.

Вместе мышка, лягушка, зайчик, лисичка и волчок

– Да ты нас раздавишь.

 Медведь

Нет, не раздавлю.

Вместе мышка, лягушка, зайчик, лисичка и волчок

Ну, так полезай!

Учитель-дефектолог

Влез медведь на крышу и только уселся трах! Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Едва успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок все целы и невредимы. Принялись они бревна носить, доски пилить новый теремок строить.

Дидактическая игра на липучках «Подбери заплатки»

Учитель-дефектолог

Давайте мы поможем животным построить новый теремок. Для этого подберем заплатки (геометрические фигуры) к теремку.

Учитель-дефектолог

Красивый получился теремок! Лучше прежнего!

IV.Итог занятия

Учитель-дефектолог

– Давайте вспомним, кто жил в теремке (ответы детей).

– Звери жили дружно, помогали друг другу.

Дидактическая игра «Кто лишний?».

– Рассмотрите рисунки. Кого из животных не было в сказке? (петушка)

Вот и закончилась наша игра в сказку. Вы все молодцы! Хорошо справились с заданиями и получаете за работу веселых человечков-смайликов.

До свидания!

свернуть

Конспект урока по учебному предмету «Элементы арифметики» 8 класс по программе второго отделения вспомогательной школы с использованием элементов театрализации

Конспект урока по учебному предмету «Элементы арифметики» 8 класс по программе второго отделения вспомогательной школы

с использованием элементов театрализации

 

Тема: Сложение и вычитание в пределах 10.

Цель: закрепление умения выполнять простые арифметические действия в пределах 10, объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество и удаление из множества отдельных элементов.

Задачи:

Образовательная: отрабатывать вычислительные навыки в пределах 10 с использованием элементов театрализованной деятельности; закреплять знания о поре года – осень.

Развивающая: способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, слуховой памяти, временных представлений.

Воспитательная: воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками посредством театрализованной деятельности.

Оборудование: Сказка «Осень» (Автор Татьяна Домаренок), аудиозапись ветра, шуршания листьев, осенние декорации (желтые листья, ветки с желтыми листьями), раздаточный природный материал (листья, ягоды рябины и шиповника, орехи), раздаточный материал морковки, грибы, индивидуальные карточки, маски персонажей (ёжик, свинка, белка, два зайца).

 

Ход занятия

 

  1. I. Организационный момент

 Помещение класса украшено: на полу лежат листья, стоят ветки с желтыми листочками, звучит аудиозапись ветра. Дети сидят на наклейках-островках: трава, деревья, звери.

Учитель-дефектолог

 Прошло лето. Дуют холодные ветры, а на деревьях появились первые желтые листочки. Птички забеспокоились – холодно!

Нужно лететь вслед за летом в теплые края! – думали они. Заплакали цветы, склонив свои головки. Они-то знали, что скоро совсем замерзнут. Да и деревья стояли грустные, потому что с их ветвей слетают на землю пожелтевшие листья. Звери в лесу совсем растерялись. Что теперь будет?

  1. II. Основная часть

Сюрпризный момент. В класс входит воспитатель в костюме осени.

Учитель-дефектолог

 Это осень, – прошептали деревья.  Да, это она! – подтвердили травы и цветы. Осень

 Что же вы такие грустные? Не бойтесь! Все будет хорошо. Только всем жителям леса нужно подготовиться к приходу холодов.

Обращается к детям, которые сидят на островке с наклейкой трава.

 Вам, травы и цветы, помогут эти опадающие желтые листья. Они укроют и защитят вас от зимних морозов. Так, чтобы весной вы смогли снова расцвести.

Учитель-дефектолог

 Ребята, давайте соберем с вами опавшие листочки.

Выполнение детьми задания: собрать столько желтых листьев, сколько кружочков на карточке 5, потом 4 - красных листа, 1- зеленый, посчитать, разложить в ряд в соответствии с карточкой.

Осень

Обращается к детям, которые сидят на островке с наклейкой птицы.

 А вы, воробьи, синицы и вороны, тоже не волнуйтесь. Я вам приготовила еду на зиму. Посмотрите на эти ягоды шиповника и рябины. Они для вас!

Учитель-дефектолог

 Ребята, давайте сосчитаем, сколько ягод нам приготовила Осень.

Выполнение детьми задания: сосчитать сколько всего ягод (1 и 3, 4 и 1, 2 и 2, 3 и 2, изменяется количество ягод шиповника и рябины).

Осень

 А сейчас я приглашаю вас поиграть, повторяйте движения со мной.

Физкультминутка «Осень пришла» 

Музыкальное сопровождение

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину) Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев) Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой) Она удивилась   (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

Осень

– Ежики, мышки и белочки, почему вы растерялись? Ищите в лесу грибы и орехи, в саду – яблоки, а в поле зернышки. Делайте для себя запасы на холодную зиму. Тогда она вам не будет страшна!

Учитель-дефектолог

 Ребята, давайте сосчитаем грибы, орехи, яблоки, зернышки.

Выполнение детьми задания:

 наложить на карточку столько же грибов, орехов, яблок, зернышек;

 сосчитать сколько и записать цифру;

обвести столько же – учитель показывает цифру;

положить на дерево столько же яблок, сколько у меня в руках.

Учитель-дефектолог

 Молодцы, ну а теперь давайте покажем нашей гостье, Осени, как мы с вами умеем решать задачки.

Ребенок надевает маску свинки.

 Пять орешков мама-свинка Для детей несла в корзинке (ребенок имитирует действия). Ребенок в маске ежика идет навстречу свинке.

Свинку ёжик повстречал

И ещё четыре дал (ребенок имитирует действия).

Сколько орешков свинка

Деткам принесла в корзинке? (хором считают все орешки, лежащие в корзинке 5 и 4 всех 9)

Ребенок надевает маску белки.

Учитель-дефектолог

 Белка на елке грибочки сушила, (ребенок имитирует действия)

Песенку пела и говорила: 

«Мне зимой не знать хлопот, 

Потому что есть грибок: 

Белый, рыжик, два масленка, (на название каждого грибочка белочка передвигает гриб на веточке)

Три веселеньких опенка. 

Подосиновик велик, 

Этим он и знаменит.

Будут сыты  ли бельчата?

Посчитайте-ка, ребята!(1,1,2,3,1 всего 8 грибов)

Дети надевают маски зайца.

Учитель-дефектолог

 Раз к зайчонку на обед Прискакал дружок-сосед (дети имитируют движения). На пенёк зайчата сели И по пять морковок съели. Кто считать, ребята, ловок?  Сколько съедено морковок? (5 и 5 всего съели 10)

Осень

 Ребята, ты такие молодцы, все задачки решили. А с моим заданием попробуете справиться? Все листики, которые деревья и кусты осенью потеряют, весной снова вырастут. Найдите такие же листочки и раскрасьте.

Выполнение детьми задания:

 найти на карточке такой же листок и раскрасить его;

 сосчитать сколько листочков.

III. Итог занятия

Аудиозапись шуршания листьев.

Учитель-дефектолог

 Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке? 

Считали, разукрашивали, решали задачи.

 Вы все молодцы! Хорошо справились с заданиями!

 Спасибо тебе, Осень, за то, что ты помогла нашим травам, зверям и птицам подготовиться к зиме. После твоих слов все в лесу повеселели и принялись готовиться к зиме.

свернуть
Меню раздела