Рекоменадиции педагогам
Советы молодому учителю
Вопрос об организации учащихся на уроке традиционно занимает важное место в педагогике. Особенно это значимо для первоклассников, ведь шестилетним детям трудно сидеть на уроках, им необходимо движение. Умение организовать класс — один из показателей мастерства педагога. Организовать — совсем не означает приказать, запугать, устрашить.
Первым общепедагогическим условием чёткой организации жизнедеятельности учащихся на уроке является обеспечение двигательной активности шестилеток, по возможности, отказ от сидячей позы, организация физкультминуток, подвижных игр на переменах.
- Во-вторых, очень важно строго соблюдать гигиенические нормы (в первую очередь — максимум свежего воздуха).
- В-третьих, настрой детей на работу обеспечивается чёткой организацией начала урока, переходов от одних видов деятельности к другим.
- В-четвёртых, это разнообразие форм организации учебной деятельности, широкое использование игровых приёмов, парной и групповой работы.
- В-пятых, для предупреждения переутомления учащихся нужно создавать благоприятную морально-эстетическую атмосферу, проявлять внимание и доброжелательность к каждому ученику, демонстрировать и настойчиво прививать элементарную культуру общения, включать в уроки минутки слушания музыки, любования природой.
В практике наблюдаются случаи неумелого использования учителем таких речевых жанров, как требование и замечание. Сложность вопроса связана с проблемой непослушания, нарушения дисциплины, неготовности некоторых детей даже к простейшему усилению воли. На отрицательное поведение бывает трудно правильно реагировать, особенно молодому учителю. Такие ситуации сложно предугадать.
Разнообразие речевых средств педагогического взаимодействия неисчерпаемо. Остановимся на некоторых организационных приёмах, которые выражаются в репликах, замечаниях учителя.
Вот учитель обращается к своим маленьким ученикам:
—Ребята, послушаем школу… Все уже работают — и пятиклассники, и десятиклассники. Пора и нам, первоклассникам, начинать урок.
—Мы же ученики, нельзя кричать с места.
—Не вижу первоклассников. Где же они, мои хорошие, усидчивые, дисциплинированные ученики?
—Покажите, какие вы молодцы.
В основе таких замечаний — опора на стремление детей стать поскорее большими, настоящими школьниками, заслужить похвалу учителя.
Очень распространены приёмы, основанные на детской соревновательности:
- Кто у нас сидит лучше всех? Девочки или мальчики? Первый ряд или второй? А, может быть, третий?
- Кто в нашем классе настоящий ученик?
- Спасибо тем ребятам, которые приготовились к уроку и хотят поскорей начать учиться.
Как правило, ребята тут же успокаиваются и уних появляется желание быть лучше других.
Для организации детей на уроке учителя используют также игровые приёмы, игрушки — Незнайку, клоуна, Чебурашку. Или, к примеру, в руках педагога «солнышко», которое с одной стороны улыбается, а с другой — грустит. Вот, например, что говорит учитель расшумевшимся первоклассникам:
— Посмотрите на наше «солнышко». Что-то оно загрустило. Как вы думаете, почему?
— Пишите красиво, а то наше «солнышко» заплачет.
— Что-то стал невесел Чебурашка, ему не нравится, что вы шумите. Ротики — на замочки и ключик — в карман!
Известно, как много значит для первоклассника первая учительница. Так хочется малышу, чтобы она именно его заметила, вызвала к доске, похвалила. Некоторые педагоги умело используют обращения к классу в форме «я-сообщения», в которых оглашают вслух свои чувства или говорят о взаимной симпатии с первоклассниками:
— Сидите красиво, чтобы я вас похвалила.
— Кто шумит, очень меня расстраивает.
— Как меня сейчас радуют ученики, которые сидят смирно, не балуются!
— Я вас готова слушать, а вы меня?
Достаточно распространены и эффективны ритмичные, чёткие обращения-команды:
— Первый ряд! Все сели?.. Хвалить или нет? Молодцы!
— Первый ряд! Посмотрели на меня! Второй!.. Третий! Хорошо.
— А сейчас, дети, внимание! Раз, два, три — и все готовы работать.
На уроках письма от учителя можно услышать такой приём организации работы учащихся:Раз — ножки; Два — спинка; Три — ручка; Четыре — тетрадь; Пять — красиво написать.
В отношении подобных приёмов необходимо отметить, что увлекаться ими не следует, так как они несколько напоминают муштру. Более эффективны, на наш взгляд, звуковые сигналы, ритмические хлопки в ладоши, показ образца поведения.
Опытные учителя успешно используют в своей практике и замечания-напоминания. Например:
— Дети, вы не забыли, что ножки «дружат»?
— Ребята, помним наше правило письма: головой буквы упираются в потолок, а ногами — в пол; буквы не любят подпрыгивать и летать.
При организации работы первоклассников не обойтись и без индивидуальный замечаний.Здесь педагог может проявить своё педагогическое мастерство и такт. Иногда достаточно сказать так:
— Слышу, что кто-то разговаривает. Устали? Потерпите немножко.
— Кто-то забыл, как вести себя на уроке.
— У нас в классе появилась сорока?
— Ну, что ж! Придётся остановиться из-за одного ученика. Подождём.
— Для ушек-неслушек повторю ещё раз. Внимание!
— У кого опять непослушная ручка, всё падает и падает?!
Иногда учителю необходимо назвать ученика по имени:
— Я бы очень хотела, чтобы ты работал, Саша.
— Дима, играть будем потом.
— Все внимательно смотрят на доску, и Оля тоже.
— Вова, я на тебя уже смотрела, не делала замечания, а теперь я делаю тебе серьёзное замечание. Ты меня понял?
— Петя, как ты всё успеваешь: и говорить, и решать задачи?!
- Когда ты, Серёжа будешь говорить, я буду тебя очень внимательно слушать. А теперь говорю я, твоя учительница.
Однако не стоит слишком часто называть одного и того же неусидчивого ученика, делая ему замечания вслух, так как это может сковывать ребёнка, вызывать негативное отношение к нему одноклассников; Преобладать должны анонимные замечания. И конечно, надо помнить и чаще использовать невербальные замечания — выразительно посмотреть, дотронуться до плеяа, взять за руку.
Однажды я наблюдала такой необычный приём: учитель поворачивается к доске лицом, делает длинную паузу и говорит:
— Потерялись мои первоклассники… Здесь какие-то совсем маленькие детки. Это не мои ученики. Первоклассники знают, как себя вести на уроке. Может быть, я повернусь и снова их увижу, моих учеников…
А вот, к примеру, случай, когда ученики стали смеяться над ошибкой одноклассника, на что учитель сделал им такое замечание:
—А есть детки, которые сейчас не засмеялись. Молодцы. Это воспитанные ребята. Ведь это совсем не смешно. Каждый может ошибиться.
Интересны замечания с иронией:
—Товарищи министры на второй парте! У вас дела поважнее наших? Мы вам не мешаем?
Организованность первоклассников зависит и от обеспечения оптимального уровня умственной нагрузки, создания на уроке атмосферы «радости познания». Этому способствуют такие реплики, как:
— Какое интересное задание я вам приготовила! Хотите трудную задачку?!
— А теперь — хитрый вопрос для самых смышлёных и любознательных!
— Давайте-ка мы с вами решим этот пример! Я знаю, как вы любите сложные задания!
— Знаете, что мне сказал Чебурашка? «Какие умные дети! Я бы никогда не решил этот пример!»
Опытный учитель знает, что важно не изощряться в замечаниях, тем более, не злиться на первоклассников, а предвидеть возможные нарушения дисциплины его маленькими учениками — когда им неинтересно, непонятно, что-то мешает сосредоточиться. Вспомним слова выдающегося польского педагога, писателя, врача Януша Корчака по поводу раздражения и злости педагога: «Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность. Но как же тебе не совестно взаправду сердиться? Смотри, какой он маленький, тощенький, слабенький и беспомощный… Не воспитатель тот, кто возмущается, кто дуется, кто обижается на ребёнка за то, что он есть, каким он родился или каким его воспитала жизнь». Кто в угоду порядку уповает только на запреты и ограничения, говоря словами Корчака «…уже не воспитатель, не поборник вопроса о ребёнке, защитник юных, маленьких и слабых, пастырь неопытных, а надсмотрщик, пристрастный прокурор, ключник, палач».
Безусловно, важнейшим условием организации учебной работы первоклассников является организованность самого педагога, оптимизм, владение голосом, умеренная эмоциональность.
У каждого учителя свой стиль, свои излюбленные, проверенные временем, привычные приёмы организации класса. И чем они разнообразнее, чем богаче их арсенал, тем результативнее учебная работа, тем скорее младшие школьники привыкнут к порядку в классе, и на этой основе у них в дальнейшем сформируется сознательная дисциплина.
Уважаемые молодые коллеги! Подвижность, импульсивность первоклассников — это их возрастная особенность, не нужно увлекаться наказаниями недисциплинированных, можно иногда и не заметить небольших нарушений.
Не стоит слишком заострять на этом внимание детей и родителей, относиться к неусидчивости малышей как к непреодолимому препятствию в работе учителя.
Больше доброты, игры, улыбки, импровизации и мудрого предвидения — и проблема неорганизованности первоклассников на уроке будет решена!
Литература
1.Баранова Л. И. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научных дисциплин Белорусского государсвенного университета имени М. Танка //Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа-2012-№ 7.-С.29–30.
В помощь молодому учителю-дефектологу
Книга П.Коломейцев, К.Манске "Каждый ребёнок особенный"
Ссылка для скачивания (Размер 6,1 Мбайт, pdf) https://yadi.sk/i/uj1n6wMJ3B3cHL
Образовательная среда в классах интегрированного обучения и воспитания
На второй ступени получения образования учащиеся с ОПФР, обучающиеся в интегрированных классах, попадают в иные социальные условия, нежели на первой ступени, где для «особого» ученика были созданы специальные условия обучения в одном помещении, позволяющие комфортно чувствовать себя в образовательной среде. Для детей с интеллектуальной недостаточностью необходима адаптированная образовательная среда.
Обеспечение специально оборудованного места, которое не занимается сверстниками. На столе вмонтирована карандашница с полным набором простых и цветных карандашей, подставка для ручек и фломастеров, вмонтирован калькулятор, который позволит включать ученика в решение простых задач. Специально оборудованное место в кабинете служит для ребёнка гарантией принятия его в коллективе сверстников, позволяет осознать свою принадлежность и значимость в коллективе, даёт возможность чувствовать себя комфортно. В силу психофизических особенностей, свойственных ученику с интеллектуальной недостаточностью (забывчивость, расторможенность или заторможенность, неадекватные вспышки эмоций, нежелание работать в коллективе, капризность), рабочее место должно быть индивидуальным. Лучше всего посадить со слабым учеником. Это даёт возможность организовать работу в парах, включить его во взаимодействие при выполнении дифференцированных заданий.
Таким образом, для успешного преподавания учителю необходимо следующее:
подготовить себя психологически и методически к работе в новых социальных условиях интегрированного класса;
вступить в партнёрские отношения с учителем-дефектологом, социальным педагогам, педагогом-психологом с целью получения информации по организации интегрированного обучения детей с ОПФР;
создать образовательную среду в кабинетах под категорию интегрируемых детей, которая будет способствовать активному включению учеников с ОПФР в учебный процесс и повышения качества образования особых учеников и всех детей интегрированного класса;
освоить механизмы адаптации учебного материала под категорию интегрируемых детей с помощью учителя-дефектолога.
Очень важно, чтобы каждый учитель общеобразовательного учреждения определил для себя правильную тактику поведения в образовательной интеграции, соотнёс познавательные возможности детей с ОПФР с особенностями их познавательной деятельности и на основе этого определил подходы включения особого ученика в процесс обучения.
Программное содержание вспомогательной школы адаптируется под программу общеобразовательной школы. Темы программы вспомогательной школы подбираются таким образом, чтобы они были близки по содержанию к темам общеобразовательной школы; определяются коррекционные направления работы на уроках. В коррекционной работе на уроках в общем классе используются приёмы включения особых учеников в совместную коллективную практическую деятельность, приемы работы по повтору, практической работы по образцу и речевой инструкции педагога. Особое внимание в классах интегрированного обучения и воспитания обращается на речевую активность «особых» учеников, активизацию их словарного запаса.
Темы программного содержания вспомогательной школы, не вошедшие в календарно-тематическое планирование учителя-предметника, включаются в календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога.
факторы, влияющие на качество образования детей в условиях образовательной интеграции
В первую очередь учитель интегрированного класса должен видеть в особом ученике личность, не допускать и не создавать ситуаций на уроке, в которых ребёнок с ОПФР был бы неуспешным.
Обеспечение учебного процесса зависит от ряда факторов:
подготовленности учителя к работе в новых социальных условиях образовательной интеграции;
умения учителя работать в двух образовательных системах – общей и специальной (знание образовательных стандартов, программ, методик);
знания учителем психофизических особенностей интегрируемых детей;
знания нормативно-правовой базы образовательной интеграции;
желания учителя сотрудничать с учителем-дефектологом, коллегами по работе, родителями особых учеников.
Обеспечение личностно - ориентированного, социально значимого и качественного образования по предмету зависит от умения учителя решать в ходе урока в классе интегрированного обучения и воспитания следующие задачи:
соотносить (адаптировать) содержание учебного материала с потенциальными возможностями ребенка;
развивать по предмету те умения и навыки, которые особо значимы для социализации и самореализации ученика с ОПФР;
развивать самостоятельность и самосознание в процессе включения особого ученика в урочную деятельность;
обеспечивать специальные условия для совместной деятельности детей на правах партнерства и реализации принципа равных прав и возможностей.
Консультация для учителей классов интегрированного обучения и воспитания
Вопрос организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития (далее ОПФР) по-прежнему является актуальным в современных условиях развития общеобразовательной школы. Учителя-предметники, работающие на второй ступени общеобразовательной школы, постепенно осваивают, понимают сущность образовательной интеграции.
Основные задачи учителя-предметника интегрированного класса – поддержка социального и личностного развития ребёнка, обучение «особого» ученика с учетом его потенциальных возможностей, создание в классе партнерских отношений, условий личностного взаимодействия в коллективе.
Срок обучения детей с ОПФР зависит от характера, степени выраженности физических и (или) психических нарушений, возможностей освоения учебной программы и составляет для общего начального образования 4-5 лет, на уровне общего базового образования – 9-10 лет. Сроки обучения детей с ОПФР не совпадают со сроками обучения в общеобразовательной школе. Например, при переходе на вторую ступень получения образования класс соответствует нумерации «5 класс». Класс, в который перешли дети с нарушением психического развития (трудности в обучении) и дети с интеллектуальной недостаточностью, будет соответствовать нумерации «6 класс», так как эти категории детей обучались на первой ступени получения образования пять лет.
В связи с изменёнными сроками получения образования детьми с ОПФР, отличиями в программном и методическом содержании образовательных областей у учителей-предметников возникает ряд вопросов. Наиболее актуальным является вопрос о том, каким образом организовать учебный процесс по предмету в классе интегрированного обучения при переходе на вторую ступень получения образования. Для того чтобы учителю-предметнику четко представлять картину процесса образовательной интеграции, необходимо владеть следующей информацией:
во-первых, знать, какую образовательную программу осваивают дети с ОПФР;
во-вторых, знать, как организуется учебная деятельность детей с ОПФР в структуре интегрированного класса;
в-третьих, знать, как планируется работа учителем-предметником в условиях образовательной интеграции.
Дети с интеллектуальной недостаточностью обучаются в общей школе по программе вспомогательной школы. Программы и учебный план вспомогательной школы классов первого отделения имеют существенные отличия от программ общеобразовательной школы. Многие общеобразовательные предметные области (химия, физика, иностранный язык, информатика) отсутствуют в учебном плане вспомогательной школы. Следовательно, учитель-предметник обязан организовать процесс обучения в интегрированных классах в соответствии с общеобразовательной и вспомогательной программами по предмету на основании календарно-тематического планирования. Единых требований к календарно-тематическому планированию по предметным областям в образовательной интеграции не предусмотрено законодательно. Однако, «Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития в общеобразовательных учреждениях» Министерства образования Республики Беларусь от 06.08.2009 нацеливают учителей-предметников на планирование с учетом двух образовательных программ. Учителя-предметники вправе использовать различные удобные способы моделирования планирования. Календарно-тематическое планирование по форме может выглядеть следующим образом:
учитель-предметник в примечании к календарно-тематическому планированию фиксирует темы программ вспомогательной школы;
учитель-предметник составляет приложение к календарно-тематическому планированию общеобразовательной школы;
учитель-предметник составляет единое календарно-тематическое планирование с учетом двух образовательных программ.
Оцениваются дети с интеллектуальной недостаточностью в классах интегрированного обучения и воспитания по особой шкале оценивания вспомогательной школы. По окончании базовой школы учащиеся с ОПФР получают свидетельство особого образца.
Главная задача учителя-предметника, работающего в классах интегрированного обучения и воспитания, заключается не столько в том, чтобы вооружить детей определёнными знаниями, хотя этот аспект также имеет значение для отдельных категорий интегрируемых детей, а в том, чтобы найти механизмы включения ученика с ОПФР в образовательный процесс с учетом его возможностей и способностей, обеспечив активную социализацию, личностное развитие.
Методическое сопровождение
При интегрированном обучении возникает новая форма взаимодействия учителя и учеников, меняются методы обучения, особую значимость приобретают групповые формы работы на уроке, работа в парах. Учитель-предметник обязан в совершенстве владеть методикой обучения предмету в соответствии с категорией интегрируемого ребёнка.
В образовательной интеграции выделяются следующие методические приёмы:
снижение темпа (темп адаптируется к способностям ученика) изучения программного материала, подача материала небольшими порциями;
адаптация программного материала под потенциальные возможности «особого» ученика;
использование приёмов дополнительных объяснений;
использование метода аттракции (поддержка, одобрение, поощрение и т.д.) вместо порицания, акцентирования внимания на недостатках;
более частое использование индуктивного пути познания (от частного к общему), нежели дедуктивного (от общего к частному);
оказание помощи при ответах на вопросы и опросах по темам посредством использования кратких конспектов при проверке домашнего задания, дополнительных источников информации – толковых словарей, информационных карточек, сигнальных опор; предъявление правильных ответов в заданиях для самоконтроля;
предъявление индивидуальных заданий на специальных карточках, перфокартах;
использование компьютерных вариантов тестовых заданий;
соблюдение охранительного режима; переключение видов деятельности, физкультминутки. Расположение материала с учетом психофизических особенностей учащихся, их работоспособности, утомляемости.