Устав

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

  1. Устав является новой редакцией Устава Государственного учреждения образования “Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Клецкого района” (далее-Центр), зарегистрированного решением Минского областного исполнительного комитета от 16.11.2005 № 1006 в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 690365312.

Решением Клецкого районного исполнительного комитета от 29.07.1999 № 62 создан Диагностико-реабилитационный центр.

Решением Клецкого районного исполнительного комитета от 28.10.1999 № 95  Диагностико-реабилитационный центр реорганизован в Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Решением Клецкого районного исполнительного комитета от 27.10.2005г. №867 на базе Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации создано Государственное учреждение образования “Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Клецкого района”.

Устав вступает в силу с момента его государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь.

  1. Полное наименование учреждения образования:

на русском языке:

Государственное учреждение образования “Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Клецкого района”;

на белорусском языке:

Дзяржаўная ўстанова адукацыі “Цэнтр карэкцыйна-развіваючага навучання і рэабілітацыі Клецкага раёна ”;

           Сокращенное  наименование учреждения:

на русском языке: ЦКРОиР Клецкого района;

на белорусском языке: ЦКРНiР Клецкага раёна;

  1. Место нахождения учреждения образования:

ул. Толстого, 18, к. 2,  222531, г. Клецк

Минская область, Республика Беларусь.

  1. Тип учреждения образования – учреждение специального образования, вид  специального учреждения образования – центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

 

  1. Учредителем Центра является Клецкий районный исполнительный комитет. Создание, реорганизация и ликвидация  Центра осуществляются в порядке, установленном Кодексом об образовании Республики Беларусь, иными актами законодательства.
  2. Центр создан в форме  учреждения образования на основе коммунальной собственности Клецкого района, является некоммерческой, бюджетной  организацией, финансируемой из местного бюджета, действует на основании Устава, утверждаемого учредителем в порядке, установленном законодательством, и входит в систему специального образования.
  3. Центр имеет статус юридического лица, в рамках законодательства Республики Беларусь несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, имеет в своем оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и собственные неимущественные права, выполнять обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде.

Центр имеет  самостоятельный баланс, расчетный  и другие счета в банках Республики Беларусь, которые открываются в установленном законодательством порядке. Центр имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штамп со своим наименованием и другие средства индивидуальной идентификации.

  1. Центр не вправе без согласия  собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
  2. 9. В соответствии с Законом Республики Беларусь  от 14.10.2022 года     «О  лицензировании»  Центр может осуществлять  следующие виды деятельности, подлежащие лицензированию: образовательная деятельность; охранная деятельность.

Образовательная деятельность Центра основывается на принципах государственной политики в сфере образования с учетом Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, которая разрабатывается и утверждается  Министерством образования.

 Центр осуществляет в качестве основного вида деятельности – прочие виды образования, не включенные в другие группировки, код 85590 в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» (ОКЭД, 2022 год).

 

 

 

  1. 10. Центр осуществляет деятельность в рамках возложенных на него функций с учетом конкретных социально-экономических условий, национальных особенностей, культурно-исторических традиций, международного опыта, собственной инициативы, творчества и ответственности за порученное дело всех субъектов образовательного процесса.
  2. Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь, решениями учредителя, иными законодательными актами Республики Беларусь и настоящим Уставом.

 

ГЛАВА 2

ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ.

 

  1. Предмет деятельности Центра:

12.1.создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития и осуществление образовательной, в том числе в рамках оказания ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет, коррекционно-педагогической, социальной, методической, консультативной и информационно-аналитической деятельности, оказание психологической помощи.

  1. Основными задачами деятельности Центра являются:

13.1. оказание ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет;

13.2 оказание коррекционно-педагогической помощи;

13.3. реализация образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;

13.4. обеспечение мер по социализации и интеграции в общество, овладению жизненными компетенциями  лиц с интеллектуальной недостаточностью;

13.5 реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;

13.6. реализация программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении;

13.7. осуществление диагностической деятельности, создание банка данных о детях с особенностями психофизического развития;

13.8 проведение психолого-медико-педагогического обследования лиц с особенностями психофизического развития;

13.9. методическая помощь педагогическим работникам при реализации образовательных программ специального образования в учреждениях дошкольного и общего среднего образования;

13.10. консультирование обучающихся с особенностями психофизического развития, их законных представителей, педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;

13.11. координация деятельности в сфере специального образования на территории Клецкого района;

13.12. информационно-просветительская деятельность с целью формирования позитивного общественного мнения и толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития.

  1.  Центр реализует следующие функции:

14.1. организует образовательный процесс;

14.2. осуществляет диагностическую деятельность;

14.3. оказывает коррекционно-педагогическую помощь лицам с особенностями психофизического развития;

14.4. оказывает раннюю комплексную помощь;

14.5. осуществляет консультативную и методическую деятельность;

14.6. создает и ведет банк данных о детях с особенностями психофизического развития, осуществляет информационно-аналитическую деятельность на территории Клецкого района;

14.7. оказывает психологическую помощь лицам с особенностями психофизического развития и их законным представителям;

14.8. проводит экспериментальную и инновационную деятельность;

14.9. организует обучение и воспитание лиц с тяжелыми, множественными  нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, которым по медицинским показаниям рекомендовано получение специального образования на дому;

14.10. проводит мероприятия, направленные на обеспечение преемственности перехода выпускников Центра в территориальные центры социального обслуживания населения.

 

 

ГЛАВА 3

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЦЕНТРА

 

  1. 15. Центр в соответствии с законодательством имеет право:

15.1. осуществлять образовательную, в том числе в рамках оказания ранней комплексной помощи детям в возрасте до тех лет,  коррекционно-педагогическую, социальную, методическую, консультативную и информационно-аналитическую деятельность, оказывать психологическую помощь;

15.2. формировать структуру и штатное расписание;

15.3. участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению специального образования;

15.4. осуществлять международное сотрудничество в сфере специального образования;

15.5. осуществлять иные права в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

  1. Центр обязан обеспечивать:

16.1качество образования;

16.2. подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

16.3. материально-техническое обеспечение образовательного, коррекционно-педагогического, реабилитационного процессов в соответствии с установленными санитарными нормами и правилами;

16.4. создание безопасных условий при организации образовательного, коррекционно-педагогического, реабилитационного процессов;

16.5. разработку и принятие правил внутреннего трудового распорядка, правил внутреннего распорядка для обучающихся, педагогических и иных работников Центра;

16.6. моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников Центра;

16.7. меры социальной защиты обучающихся;

16.8. создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи обучающимся;

16.9. ознакомление лиц (законных представителей несовершеннолетних) при зачислении в Центр со свидетельством государственной регистрации, а по их требованию – и с учебно-программной документацией;

16.10. содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования.

Иные обязанности Центра устанавливаются Кодексом  Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, настоящим Уставом.

 

ГЛАВА 4

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

  1. Целью диагностической деятельности Центра является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования.
  2. Для проведения психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития создается психолого-медико-педагогическая комиссия. Состав и порядок деятельности психолого-медико-педагогической комиссии определяются Министерством образования.
  3. Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:

выписка из медицинских документов;

медицинская справка  о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);

педагогическая характеристика, представляемая учреждением, в котором учится или воспитывается ребенок.

  1. Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития.
  2. По результатам психолого-медико-педагогического обследования оформляются протокол и заключение Центра с рекомендациями об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании ему коррекционно-педагогической помощи, о типе или виде учреждения образования, создании специальных условий для получения образования.
  3. Обучение и воспитание ребенка с особенностями психофизического развития в соответствии с рекомендациями, содержащимися в заключении Центра, осуществляются с письменного согласия его законного представителя.  Законному представителю ребенка с особенностями психофизического развития в случае его несогласия с рекомендациями Центра должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении Центра и подписывается законным представителем и директором Центра, а в случае отказа законного представителя поставить подпись - членами психолого-медико-педагогической комиссии.
  4. В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации получают образование лица с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии. Порядок отнесения видов нарушений в физическом и (или) психическом развитии к тяжелым и множественным определяется Министерством образования по согласованию с Министерством здравоохранения.
  5. В Центре может быть создан кабинет учебного оборудования.
  6. В Центр, координирующий деятельность в сфере специального образования на территории Клецкого района, организациями здравоохранения при наличии клинического диагноза с признаками явных нарушений в физическом и (или) психическом развитии с согласия законного представителя ребенка предоставляются сведения о ребенке с особенностями психофизического развития.

 

 

ГЛАВА 5

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

  1. 26. Образовательный процесс в Центре строится на основе принципов государственной политики в сфере образования, образовательных стандартов, достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики и социальной сферы инновационных проектов, на педагогически обоснованном выборе форм, методов, средств обучения и воспитания, культурных и духовных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры, современных образовательных и информационных технологий.
  2. Центр – учреждение специального образования, в котором реализуются образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
  3. Прием (зачисление) лиц с особенностями психофизического развития для освоения содержания образовательных программ специального образования осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в порядке, установленном для приема (зачисления) лиц для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования. Прием (зачисление) лиц с особенностями психофизического развития для освоения содержания образовательных программ специального образования в части, не урегулированной Кодексом об образовании Республики Беларусь, осуществляется в соответствии с Положением об учреждении специального образования или его виде. Зачисление в Центр оформляется приказом директора Центра на основании заявления законных представителей, медицинской справки о состоянии здоровья, заключения Центра.
  4. 29. Образовательный процесс в Центре организуется в режиме пятидневной учебной недели. Время пребывания обучающихся - 10,5 часов.
  5. Вопросы организации образовательного процесса в Центре (формы организации, организация обучения по четвертям, продолжительность каникул, наполняемость групп, классов) регулируются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.

Порядок создания групп, классов и организации образовательного процесса в них определяется Министерством образования.

  1. 31. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с учебным планом специального образования и программой специального образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь, на основе которого разрабатывается учебный план Центра.

К учебным планам специального образования относятся учебные планы специального образования на уровне дошкольного образования;  учебные планы специального образования на уровне общего среднего образования; индивидуальные учебные планы.

К учебным планам специального образования на уровне дошкольного образования относятся учебный план центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для воспитанников с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии; учебный план центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для воспитанников с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии на  текущий учебный год.

К учебным планам специального образования на уровне общего среднего образования относятся учебный план центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для учащихся с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии; учебный план центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для учащихся с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии на текущий учебный год; учебный план центра коррекционно-развивающего  обучения и реабилитации для учащихся с расстройствами аутистического спектра; учебный план центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для учащихся с расстройствами аутистического спектра на текущий учебный год.

Учебный план центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для воспитанников с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для учащихся с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом  развитии и учебный план второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются  техническими  нормативными правовыми актами и включают в себя перечень образовательных областей, учебных предметов, содержащих основы знаний об окружающем мире, доступные для освоения указанными лицами, а также обеспечивающих приобретение ими навыков самообслуживания и элементарных трудовых навыков, устанавливают количество учебных часов на проведение коррекционных занятий и общее количество учебных часов на группу, класс. Учебные часы, предусмотренные учебным планом центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для учащихся с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, учебным планом второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, в государственных учреждениях образования финансируются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. Учебные часы, определенные на проведение коррекционных занятий, не учитываются в максимально допустимом объеме учебной нагрузки в неделю на одного воспитанника, учащегося.

Индивидуальный учебный план устанавливает перечень образовательных областей, учебных предметов и их объем для лица с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, с расстройствами аутистического спектра, с интеллектуальной недостаточностью с учетом структуры и степени тяжести имеющихся у него нарушений.  Индивидуальный учебный план разрабатывается  Центром на основе учебного плана центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для воспитанников с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, учебного плана второго отделения специальной школы, специализированной школы-интерната для детей с интеллектуальной недостаточностью, типового учебного плана центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для учащихся с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии и утверждается руководителем Центра.

К программам специального образования относятся программы ранней комплексной помощи, учебные программы специального образования на уровне дошкольного образования.

  1. 32. Образовательный процесс в Центре организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.
  2. 33. Для обучающихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы. Общая продолжительность и сроки каникул устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.
  3. Основной формой организации образовательного процесса в Центре является учебное занятие, занятие, игра, иные формы.
  4. Оценка результатов учебной деятельности обучающихся осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь.
  5. 36. Язык обучения и воспитания в Центре – русский.
  6. 37. В Центре используется учебно-программная документация образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного и общего среднего образования, к которым относятся учебные планы и учебные программы, могут реализовываться программы дополнительного образования детей и молодежи. Порядок их разработки, согласования и утверждения, их содержание и виды устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании.
  7. К учебно-методической документации относятся методики обучения и воспитания образовательных областей, тем проведения коррекционных занятий, методические указания, методические рекомендации, инструктивно-методические письма, иная документация, предусмотренная положением о соответствующем типе или виде учреждения образования.
  8. Для лиц с особенностями психофизического развития, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать учреждение образования, создаются условия для получения специального образования на дому. Перечень медицинских показаний для получения специального образования на дому определяется Министерством здравоохранения. Образовательный процесс на дому для получения специального образования на дому организуется Центром по месту жительства (месту пребывания) лица с особенностями психофизического развития. В целях социализации лица с особенностями психофизического развития, получающего специальное образование на дому, учебные занятия, занятия могут организовываться на дому или в сочетании учебных занятий, занятий на дому и в Центре.

Решение о получении специального образования на дому, организации учебных занятий, занятий на дому или на дому и в Центре принимается управлением образования Клецкого районного исполнительного комитета, по месту жительства (месту пребывания) лица с особенностями психофизического развития на основании заявления законного представителя несовершеннолетнего лица, заключения  Центра, а также заключения врачебно-консультационной комиссии. Порядок организации получения специального образования на дому определяется Министерством образования по согласованию с Министерством здравоохранения.

  1. Срок получения образования в Центре на уровне общего среднего образования составляет 10 лет.
  2. Получение образования в Центре осуществляется в очной форме.
  3. 42. Обучающимся, освоившим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, выдается свидетельство о специальном образовании.
  4. Контроль и самоконтроль за обеспечением качества образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

 

ГЛАВА 6

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

 

  1. 44. Центр оказывает коррекционно-педагогическую помощь, являющуюся видом педагогической помощи, включающей в себя педагогические мероприятия (логопедические, тифлопедагогические, сурдопедагогические и иные) и содействующей освоению содержания образовательных программ основного образования на уровне специального образования лицами с особенностями психофизического развития, имеющими стойкие или временные трудности в его освоении.  Содержание коррекционно-педагогической помощи, порядок  и условия ее оказания в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации определяются Министерством образования.
  2. Лицо с особенностями психофизического развития может реализовать свое право на создание специальных условий при получении основного или дополнительного образования, получение коррекционно-педагогической помощи при наличии заключения Центра.
  3. Социальная реабилитация лиц с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии осуществляется посредством организации их творческой деятельности, физкультурно-оздоровительных мероприятий, расширения социальных связей, мероприятий по восстановлению и (или) компенсации утраченных или нарушенных функций организма, иных видов социальной реабилитации.
  4. Социальная реабилитация лиц с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии включает комплекс мероприятий, направленных на повышение адаптационных возможностей организма, уровня самообслуживания, общения и создания оптимальных условий для их интеграции в общество.

 

 

ГЛАВА 7

РАННЯЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ

 

  1. В Центре осуществляется оказание ранней комплексной помощи детям с нарушениями развития и риском их появления.
  2. Ранняя комплексная помощь включает выявление детей с нарушениями развития и риском их появления, обследование, реабилитацию, коррекцию нарушений в физическом и (или) психическом  развитии, индивидуализированное обучение ребенка  с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье или Центре.
  3. Содержание работы определяется программой ранней комплексной помощи, которая является основанием для разработки индивидуальных программ ранней комплексной помощи. Программа ранней комплексной помощи является техническим нормативным правовым актом, разрабатывается для ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет, направлена на стимулирование его развития, активизацию механизмов адаптации, компенсации, исправление и (или) ослабление имеющихся у него нарушений в физическом и (или)  психическом развитии, нормализацию его жизненного цикла, и утверждается Министерством образования.

 

ГЛАВА 8

ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРА

 

  1. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
  2. Задачи воспитания:

52.1. формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

52.2. подготовка к самостоятельной жизни и труду;

52.3. формирование нравственной, эстетической культуры и культуры в области охраны окружающей среды и природопользования;

52.4. формирование физической культуры, овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

52.5. формирование культуры семейных отношений;

52.6. создание условий для  социализации, саморазвития и самореализации личности обучающегося.

  1. Основными требованиями к воспитанию являются:

53.1. соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания;

53.2. системность и единство педагогических требований;

53.3. преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

53.4. создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности.

  1. Основными составляющими воспитания являются:

54.1. идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся знаний основ государственной идеологии, привитие подрастающему поколению общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

54.2. гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;

54.3. духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающихся к общечеловеческим и гуманистическим ценностям, формирование нравственной культуры;

54.4. эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;

54.5.  формирование у обучающихся навыков  здорового образа жизни, осознания значимости здоровья как ценности и важности его сохранения;

54.6. воспитание, направленное на формирование у обучающихся бережного отношения к окружающей среде и природопользованию; 

54.7. воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающихся безопасного поведения в социальной и повседневной  деятельности;

54.8. воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающихся ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

  1. Воспитание осуществляется на учебных занятиях, занятиях и в процессе воспитательной работы во внеучебное время. Порядок проведения педагогическими работниками воспитательной работы во внеучебное время с обучающими, осваивающими содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, определяется Министерством образования.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 9

СУБЪЕКТЫ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

  1. К субъектам образовательных отношений относятся обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники.
  2. Обучающиеся Центра имеют право на:

57.1. получение образования в соответствии с образовательными программами;

57.2. обучение  и воспитание в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании в пределах содержания образовательной программы по индивидуальному учебному плану;

57.3. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

57.4. уважение  человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

57.5. бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование;

57.6.  бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями;

57.7. обеспечение бесплатным питанием;

57.8. обеспечение бесплатного подвоза на специально оборудованном транспорте от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно;

57.9. бесплатное пользование библиотекой, физкультурно-спортивными сооружениями, учебной базой Центра;

57.10. каникулы;

57.11. получение платных услуг в сфере образования;

57.12. получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;

57.13. участие в выставках, конкурсах, фестивалях, семинарах, праздниках и других образовательных и иных мероприятиях,   спортивно-массовых мероприятиях, общественной, культурной деятельности.

  1. Обучающиеся обязаны:

58.1. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;

58.2. заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию;

58.3. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

58.4. не допускать действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования;

58.5.  бережно относиться к имуществу учреждения образования;

  1. 59. Законные представители несовершеннолетних обучающихся (родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители) имеют право на:

59.1. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;

59.2. участие в управлении Центром;

59.3. защиту прав и законных интересов обучающихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;

59.4. получение информации о  ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся;

59.5. получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся;

59.6. на пересмотр заключения Центра в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь; 

         59.7. участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных и коррекционных программ;

59.8. быть избранными в попечительский совет;

59.9. принимать активное участие во всех мероприятиях Центра;

59.10. обращаться к руководству Центра по вопросам, связанным с жизнедеятельностью Центра, образовательным, коррекционно-педагогическим, реабилитационным процессам;

59.11. посещать учебные занятия, различные мероприятия по согласованию с директором Центра или его заместителем;

59.12. вносить денежные средства, приобретать и передавать Центру игрушки, учебные, наглядные пособия, оборудование, мебель и т.д.

  1. 60. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:

60.1. обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;

60.2. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

60.3. нести ответственность за воспитание детей, их подготовку к получению образования в Центре;

60.4. посещать родительские собрания, другие собрания, требующие их присутствия;

60.5.присутствовать при проведении психолого-медико-педагогического обследования ребёнка с особенностями психофизического развития в центре, обсуждать результаты обследования;

60.6. своевременно информировать Центр о невозможности посещения Центра по причине болезни или другой уважительной причине;

60.7. посещать Центр по приглашению специалистов, руководства Центра;

60.8. компенсировать ущерб, который причинили имуществу Центра их дети;

  1. 61. Иные права и обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Кодексом об образовании Республики Беларусь.
  2. 62. Педагогические работники в соответствии с законодательством имеют право на:

62.1. защиту профессиональной чести и достоинства;

62.2. обеспечение условий для осуществления своей профессиональной деятельности;

62.3. творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;

62.4. доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

62.5. участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;

62.6. участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности Центра;

62.7. участие в управлении учреждением образования;

         62.8. повышение квалификации;

62.9. моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования;

62.10. объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

62.11. ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Министерством образования.

  1. 63. Педагогические работники обязаны:

63.1. осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;

63.2. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

63.3. уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;

63.4. повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;

          63.5. пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся;      

          63.6. обеспечивать соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с особенностями психофизическими развития; 

63.7. нести ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, при проведении внеурочных, внеклассных, культурно-просветительских, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий;

63.8. обеспечивать соблюдение правил охраны труда, пожарной безопасности и санитарного состояния рабочего места;

63.9. проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

63.10.соблюдать  Правила педагогических работников, утвержденные приказом Министра образования Республики Беларусь от 10.06.2022 года.

  1. Иные права и обязанности педагогических работников Центра устанавливаются законодательством, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.
  2. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и актам законодательства.
  3. К иным работникам Центра относятся работники, не являющиеся педагогическими.
  4. Права и обязанности иных работников учреждения образования устанавливаются актами законодательства, Уставом и иными локальными правовыми актами учреждения образования, заключенными с ними трудовыми договорами.
  5. В целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений в случае возникновения конфликта интересов педагогического работника в Центре создается комиссия по разрешению конфликта интересов педагогического работника. Решение комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника является обязательным для всех участников образовательных отношений в Центре и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением. Решение комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника может быть обжаловано в вышестоящий орган,  после чего может быть обжаловано в суд.  Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по разрешению конфликта интересов педагогического работника и их исполнения устанавливается  Министерством образования.

 

ГЛАВА 10

КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ, МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ, ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

  1. В Центре организуется консультативная деятельность с обучающимися с особенностями психофизического развития, их законными представителями, педагогическими работниками.
  2. Центр организует методическую деятельность по сопровождению интегрированного (развитию инклюзивных процессов в образовании) обучения и воспитания, обучающихся с особенностями психофизического развития в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, реализующих образовательные программы специального образования.
  3. Для совершенствования научно-методического обеспечения специального образования в Центре могут создаваться учебно-методические объединения.
  4. Для координации деятельности учебно-методических объединений в сфере специального образования, осуществления взаимодействия с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение специального образования, в Центре может создаваться методический совет.  Положения об учебно-методических объединениях в сфере специального образования, положение о методическом совете учреждения образования утверждаются Министерством образования.
  5. Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь направлены на предупреждение и разрешение психологических проблем, связанных с рождением в семье ребенка с особенностями психофизического развития, преодоление последствий кризисной для семьи ситуации, повышение психологической культуры и степени информированности законных представителей о возможностях специального образования и коррекционно-педагогической помощи;
  6. Информационно-аналитическая деятельность Центра обеспечивает анализ количественных и качественных показателей контингента лиц с особенностями психофизического развития, сети учреждений специального образования, классов, групп интегрированного обучения и воспитания, информационное обслуживание педагогических работников и законных представителей по актуальным проблемам специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
  7. Информационно-аналитическая деятельность направлена на решение следующих задач:

75.1. создание и ведение банка данных о детях с особенностями психофизического развития;

75.2. разработку на основании банка данных прогнозов потребности лиц с особенностями психофизического развития в специальном образовании и коррекционно-педагогической помощи, оптимизации сети учреждений специального образования, классов, групп интегрированного обучения и воспитания;

75.3. сбор, накопление и систематизацию справочных и информационно-аналитических материалов;

75.4. информационно-просветительскую деятельность по актуальным проблемам специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

 

 

 

ГЛАВА 11

СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНТРОМ

 

  1. Управление Центром осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, настоящим Уставом, иными актами законодательства и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
  2. Центр имеет в своей структуре структурные подразделения: библиотека, социально-педагогическая и психологическая служба. Также в установленном законодательством Республики Беларусь порядке могут создаваться другие структурные подразделения.
  3. Непосредственное руководство Центром осуществляет его руководитель – директор, который назначается на должность и освобождается от должности в установленном законодательством порядке.

Директор действует от имени Центра без доверенности и несет ответственность за результаты  своей деятельности;  издает приказы, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках в пределах своих полномочий; осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные (рабочие)  инструкции, а также осуществляет иные полномочия руководителя учреждения образования, установленные Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, настоящим Уставом.

  1. Директор Центра в деятельности по управлению этим учреждением образования взаимодействует с органами самоуправления Центра.
  2. 80. Основным органом самоуправления Центра является педагогический совет, возглавляемый директором Центра.            
  3. 81. В Центре могут создаваться попечительский совет, родительский комитет.

 

ГЛАВА 12

ФИНАНСИРОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

  1. Основным источником финансирования Центра являются средства государственного (районного) бюджета. Финансирование осуществляется в соответствии со сметой расходов на содержание учреждения.
  2. Дополнительными источниками финансирования для формирования средств Центра являются:

84.1. целевые взносы предприятий, организаций, спонсоров;

84.2. добровольные пожертвования юридических и физических лиц;

84.3. средства попечительского совета;

84.4. иные источники, не запрещенные действующим законодательством.

  1. Материально-техническая база Центра формируется учредителем в соответствии с требованиями, установленными законодательством.
  2. Материально-техническую базу Центра составляют земельный участок, объекты недвижимого имущества, находящиеся на нем, другое оборудование, имущество.
  3. Работники Центра, обучающиеся, их законные представители несут ответственность за сохранность помещений и имущества Центра в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  4. Делопроизводство Центра ведется в соответствии с законодательством Республики Беларусь на основе инструкции, утверждаемой директором. Номенклатура дел Центра на календарный год утверждается директором.
  5. Статистическая отчетность Центра предоставляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  6. Центр обеспечивает накопление, учет, хранение и использование архивных документов в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь в сфере архивного дела и делопроизводства.
  7. Центр не имеет права без согласия учредителя продавать или отчуждать имущество, которое принадлежит ему на правах оперативного управления. Центр имеет право выдавать доверенность от своего имени, осуществлять другие юридические действия, права которых не противоречат законодательству Республики Беларусь.
  8. Центр с согласия учредителя может создавать свои обособленные подразделения (филиалы) и структурные подразделения. Подразделения и филиалы не являются юридическими лицами и действуют на основе положений, утвержденных учреждением образования и согласованных с учредителем.

 

 

 

 

ГЛАВА 13

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

 

  1. 93.Центр может принимать самостоятельное участие в международных мероприятиях по проблемам образования, воспитания и науки, заключать соответствующие договоры с учреждениями и организациями.
  2. Центр может заключать договоры с зарубежными учреждениями образования по обмену педагогическими работниками, а также на участие в международных мероприятиях.
  3. Проведение мероприятий, связанных с международной деятельностью, финансируется из различных источников.
  4. Международное сотрудничество Центра в сфере образования осуществляется на принципах независимости, равенства, обоюдной выгоды, взаимного уважения в соответствии с законодательством и не должно наносить ущерб суверенитету Республики Беларусь, национальной безопасности и интересам личности, общества и государства.

 

ГЛАВА 14

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

  1. Реорганизация и ликвидация Центра, прохождение аттестации и государственной аккредитации осуществляются в порядке, который установлен Кодексом об образовании Республики Беларусь и иными актами законодательства.  Решение о реорганизации или ликвидации учреждения принимается Учредителем или судом.
  2. Решение о ликвидации Центра принимается учредителем на основании оценки последствий принятия такого решения с учетом количества лиц с особенностями психофизического развития, получающих специальное образование на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы специального образования, и учреждений образования, имеющих условия для реализации образовательных программ специального образования.
  3. В случае прекращения деятельности Центра, реорганизации учреждения образования при отсутствии возможности продолжить образовательные отношения, ликвидации Центра, прекращения действия специального разрешения (лицензии) на  образовательную деятельность Центра учредитель или уполномоченный им орган принимает меры по переводу обучающихся с их согласия,  согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

100. Изменения и дополнения в Устав Центра вносятся и утверждаются учредителем и подлежат государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.

 

Меню раздела