Публичный отчет

Публичный отчет деятельности ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации  Клецкого района» за 2020/2021 учебный год

  1. Общее управление учреждением специального образования

Целевым ориентиром деятельности ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Клецкого района» (далее – учреждение образования) в 2020/2021 учебном году было обеспечение вариативности получения образования для лиц с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР), обеспечивающего достижение необходимого и качественного уровня сформированности ключевых компетенций у лиц с ОПФР, повышение их жизнеспособности. Работа педагогического коллектива была организована в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными техническими нормативными правовыми актами, локальными правовыми актами, постановлениями и решениями органов власти, управления по образованию, спорту и туризму Клецкого райисполкома.

На протяжении учебного года педагогический коллектив продолжил работу по созданию безопасной, здоровьесберегающей, психологически и эмоционально комфортной адаптивной среды для детей с ОПФР; содействовал социальной реабилитации лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями через предоставление им равных возможностей для активного участия в социокультурной жизни общества; совершенствовалась работа по своевременному выявлению детей, нуждающихся в специальном образовании и коррекционной помощи через активизацию межведомственного взаимодействия; совершенствовалась система методической работы через формирование у педагогов учреждений образования устойчивой мотивации к внедрению инновационных технологий; велась работа по развитию инклюзивных процессов в образовании,  формированию позитивного общественного мнения в отношении лиц с особенностями психофизического развития, в том числе с инвалидностью, посредством повышения уровня информационной культуры всех участников образовательного процесса.

В апреле 2021 года учреждение образования прошло подтверждение государственной аккредитации на соответствие заявленному виду центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Обеспечению координационной деятельности по выполнению задач работы учреждения и повышению эффективности управленческой деятельности способствовало проведение заседаний совета учреждения образования (3 заседания), заседаний попечительского совета (4 заседания), заседаний педагогического совета (5 заседаний), совещаний при директоре (10 совещаний), инструктивно-методических совещаний, собраний трудового коллектива.

Совет учреждения образования осуществлял свою деятельность в соответствии с Положением о совете учреждения образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 84.

Основными направлениями деятельности совета учреждения образования в 2020/2021 учебном году были:

  1. Определение перспективных направлений деятельности учреждения.
  2. Рассмотрение вопросов обновления и развития материально-технической базы.
  3. Работа над укреплением связей с государственными межведомственными и общественными организациями.
  4. Содействие и организация образовательных мероприятий.

Попечительский совет осуществлял свою деятельность в соответствии с Положением о попечительском совете учреждения образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 146 (с изменениями и дополнениями). Решения попечительского совета доводились до всех родителей, на сайте учреждения образования ежеквартально размещается анализ деятельности попечительского совета.

Деятельность педагогического совета осуществлялась в соответствии с Положением о педагогическом совете специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната), вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната), центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и родительском комитете специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната), вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната), центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 10 ноября 2011 г. № 277. Тематика заседаний планировалась с учетом актуальности вопросов, направленных на реализацию целей и задач, поставленных на конкретный учебный год с дальнейшим определением перспективы деятельности педагогического коллектива.

На совещаниях при директоре рассматривались организационно-педагогические вопросы, касающиеся организации питания обучающихся, соблюдения санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, требований по охране труда, правил пожарной безопасности.

На основании Положения о самоконтроле, результатов работы за истекший год, был составлен план самоконтроля, который реализовывался в течение года. Ежемесячно издавался приказ об осуществлении самоконтроля с указанием сроков проведения. Итоги самоконтроля рассматривались на совещаниях при директоре, по итогам изучения издавался приказ. Самоконтроль осуществлялся в соответствии с требованиями педагогической этики, все принимаемые решения выполнялись своевременно, что способствовало результативности и эффективности образовательного процесса. Самоконтроль носил плановый характер и способствовал достижению прогнозируемых результатов.

  1. Организационно-педагогическое обеспечение получения обучающимися специального образования

Специалистами учреждения образования велась работа по созданию и актуализации районного банка данных детей с ОПФР, нуждающихся в получении специального образования и коррекционно-педагогической помощи, что позволило своевременно осуществлять анализ динамики развития, эффективности коррекционного воздействия в условиях специально организованного обучения и воспитания, разрабатывать предложения по оптимизации сети специальных и интегрированных групп, классов интегрированного обучения и воспитания.

Ежегодно проводится актуализация районного банка данных педагогических работников системы специального образования района, банка данных современных педагогических технологий. В течении учебного года специалистами учреждения образования осуществлялся анализ деятельности учреждений общего среднего и дошкольного образования, создавших условия для получения специального образования лицами с ОПФР и оказания им коррекционно-педагогической помощи, анализ данных ежегодного комплексного обследования детей с ОПФР,  анализ трудоустройства выпускников учреждений образования района, закончивших обучение по специальной программе, сбор информации о планируемом трудоустройстве выпускников учреждений образования района, заканчивающих обучение по специальной программе.  В областной ЦКРОиР предоставлялась информация по оздоровлению детей с ОПФР за летний период.

Банк данных детей с ОПФР в 2020/2021 учебном году составлял 610 детей, из них 20 – детей-инвалидов.

Охват детей специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью в 2020/2021 учебному году составлял – 99,2%. Доля обучающихся с ОПФР, получающих образование в условиях интегрированного обучения и воспитания – 95,9% (2019/2020 учебный год - 92,8%).

Для увеличения охвата детей специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью проводилась работа по привлечению молодых специалистов в учреждениях образования района. В 2020/2021 учебном году в ГУО «Домоткановичская средняя школа Клецкого района» пришел работать молодой специалист 2020 года выпуска, что позволило заполнить вакансию и обеспечить оказание коррекционно-педагогической помощи не только учащимся учреждения общего среднего образования, но и воспитанникам ГУО «Домоткановичский детский сад Клецкого района» и ГУО «Щепичский детский сад Клецкого района». Вакансия учителя-дефектолога в ГУО «Кухчицкий учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Клецкого района» была заполнена путем привлечения педагога-совместителя ГУО «ЦКРОиР Клецкого района».

В учреждениях образования района функционировало 15 пунктов коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП): 2 в учреждениях дошкольного образования, 13 в учреждениях общего среднего образования (из них 3 в УПК). В 2020/2021 учебном году коррекционную помощь получал 501 ребенок.

Охват коррекционно-педагогической помощью лиц с ОПФР от числа детей, состоящих на учете в районном банке данных и нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи с 2017 по 2019 год составлял 100%. В 2020/2021 учебном году охват коррекционно-педагогической помощью составил 99,2%. Ежегодно коррекционно-педагогическую помощь получают 100% детей раннего возраста с ОПФР.

Система специального образования на уровне общего среднего образования в 2020/2021 учебном году была представлена 17 классами интегрированного обучения и воспитания (8 учреждений образования, 19 детей), для 2 детей с ОПФР в 2 учреждениях общего среднего образования было организовано обучение на дому.

В 2020/2021 учебном году в 3 учреждениях образования района функционировали 2 специальные группы (32 воспитанника) и 3 группы интегрированного обучения и воспитания (10 детей).

В 2020/2021 учебном году количество специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания позволило полностью обеспечить специальным образованием все категории детей с ОПФР, а также повысить качество оказываемой помощи, о чем свидетельствует повышение процента результативности проводимой работы и перевод воспитанников в ПКПП.

В учреждении образования имеется высокоскоростной выход в сеть Интернет, официальный интернет-сайт учреждения образования с октября 2020 года переведен на платформу ВЕБ-МАСТЕРСКАЯ, работает электронная почта, ежемесячно издается газета «Шагаем вместе».

На базе учреждения образования создан и пополняется резервно-обменный фонд специальной учебной литературы, ведется ее учет. Библиотечный фонд составляет 3837 экземпляра учебников, учебных пособий и методической литературы.

  1. Организация образовательного процесса

В учреждении образования осуществляется обучение и воспитание лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями (далее – ТМН), а также оказание коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР, в том числе раннего возраста. Всего в 2020/2021 учебном году в ЦКРОиР было зачислено 57 детей (9,3% от общего количества детей, находящихся в районном банке данных детей с ОПФР).

В специальной группе в 2020/2021 учебном году обучалось 6 воспитанников  (для 2-х из них было организовано обучение на дому), в классе - 4 учащихся. Коррекционная помощь на базе учреждения образования оказывалась 47 детям из 5 учреждений образования района. 

Образовательный процесс в учреждении образования был организован в режиме пятидневной недели, время пребывания обучающихся составляло 10,5 часов. Возрастной диапазон обучающихся от 3 до 17 лет.

На протяжении 2020/2021 учебного года деятельность педагогов специальной группы и класса предусматривала решение поставленных задач в процессе совместной деятельности с обучающимися и самостоятельной деятельности обучающихся на учебных и коррекционных занятиях, в ходе выполнения режимных моментов. С целью социализации педагогами в течении учебного года проводились экскурсии в учреждения социального и медицинского обслуживания, городской парк, детскую библиотеку, магазины.

Сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года свидетельствует о росте усвоения детьми программного материала, прослеживается положительная динамика развития обучающихся по всем направлениям деятельности. Этому способствовало не только использование нестандартных форм и методов работы, но и преемственность в работе учителей-дефектологов и воспитателей. 

Переход выпускников ГУО «ЦКРОиР Клецкого района» был  организован и осуществлялся в соответствии с Кодексом Республики Беларусь «Об образовании», Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. № 233 «Об утверждении Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь». В соответствии с Методическими рекомендациями по организации процесса перехода выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в территориальные центры социального обслуживания населения, в целях повышения эффективности работы, обеспечения преемственности и межведомственного взаимодействия педагогическим коллективом ЦКРОиР совместно со специалистами отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста  и инвалидов ТЦСОН реализовывалась программа перехода выпускников ГУО «ЦКРОиР Клецкого района в ГУ «Клецкий ТЦСОН» на 2017 – 2021 годы. Согласно Плана проведения совместных мероприятий с ГУ «Клецкий ТЦСОН» на 2020/2021 учебный год выпускница ежемесячно посещала занятия трудовой мастерской и музыкальной студии на базе ТЦСОН. Совместно со специалистами ТЦСОН было проведено 2 круглых стола. В рамках Дня открытых дверей «Все о нашем центре» участники обсудили вопросы социальной адаптации и реабилитации выпускников ЦКРОиР в условиях отделения дневного пребывания для лиц пожилого возраста и инвалидов, побеседовали с родителями выпускников. На протяжении учебного года заместителем директора по основной деятельности, педагогами класса, педагогом социальным и педагогом-психологом разрабатывались консультации для родителей выпускников и специалистов ТЦСОН, информационные буклеты и памятки. Данная работа была направлена на предупреждение или максимальное снижение негативных последствий перехода для выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН, минимизацию их психологического дискомфорта, а также на обеспечение эффективности реабилитационных мероприятий и успешности социализации лиц с ТМН в новых условиях.

Питание обучающихся учреждения образования осуществлялось в порядке, установленном актами законодательства, в том числе постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2019 № 694 «Об утверждении положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования», а также с учетом требований санитарных норм и правил, гигиенических нормативов.

На основании Инструкции о порядке организации подвоза обучающихся от 30.08.2011 № 247, приказа директора от 31.08.2020 № 62 «Об организации подвоза детей» для обучающихся учреждения образования  был организован подвоз на специально оборудованном транспорте.

  1. Организация воспитательной работы

В рамках воспитательной работы в 2020/2021 учебном году ежемесячно  проводились тематические недели, календарные праздники, досуговые мероприятия, экскурсии. Педагогами были оформлены фотозоны к Дню матери, Новому году, 8 марта.  Информация о проведенных воспитательных мероприятиях своевременно размещалась на сайте учреждения образования.

Велась работа по развитию волонтёрского движения: волонтёры из ГУО «Клецкая СШ №1», ГУО «Клецкая СШ №3», УДО «Клецкий центр детского творчества» принимали активное участие в праздниках, воспитательных мероприятиях, информационных акциях, организованных специалистами учреждения образования.

         На протяжении учебного года педагоги класса при проведении учебных занятий, досуговых мероприятий и прогулок использовали элементы театрализованной деятельности, это выступало в роли стимулятора при усвоении учебного материала, способствовало положительной динамике развития коммуникативных навыков, формированию основ нравственного и социально-значимого поведения, повышению интереса детей к совместной игре, их самовыражению и социализации.

         Обучающиеся учреждения образования в декабре 2020 года приняли участие в областном фестивале творчества «Зажги свою звезду». Выставка «В гостях у Травницы-Здравницы» изготовленная обучающимися совместно с педагогами была отмечена дипломом Главного управления по образованию.

Реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществлялась педагогами дополнительного образования ГУДО «Клецкий центр детского творчества». Занятия объединения по интересам «Тестопластика», проходившие на базе учреждения образования посещали 100% обучающиеся.

4.1. Работа с семьёй и социумом

         Профилактическая и информационно-просветительская работа с родителями осуществлялась через: систематическое пополнение сайта, тренинговую деятельность, обновление стендовой информации, выступления на родительских собраниях, консультационную работу, анкетирование, проведение заседаний родительской гостиной «Уют» и клуба «Кроха».

В 2020/2021 учебном году продолжилась активная работа с социумом. Гостями учреждения образования были представители РК ОО «БРСМ», РО «Белая Русь», РО «Белорусский союз женщин», главный специалист отдела идеологической работы культуры и по делам молодёжи, помощник благочинного Клецкого церковного округа, председатель Клецкого районного объединения организаций профсоюза, председатель первичной профсоюзной организации УП «Клецкий производственно-пищевой завод» и РОО «Белорусский союз офицеров», депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва Нижевич Л.И., педставители благотворительной миссии «Самарянский кошелёк»

На базе учреждения образования согласно годовому плану прошли: Круглый стол для специалистов ЦКРОиР и представителей УЗ «Клецкая ЦРБ»: «Междисциплинарное взаимодействие   специалистов в оказании ранней комплексной помощи детям с особенностями развития» и Круглый стол для специалистов ЦКРОиР и представителей УЗ «Клецкая ЦРБ»: «Междисциплинарная оценка реализации программы межведомственного взаимодействия по оказанию ранней психолого-медико-педагогической помощи детям от 0 до 3-х лет».

         В учреждении образования сложилась определённая система социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов, способствующая их социализации, дальнейшей адаптации в обществе, путём расширения их социальных контактов со здоровыми сверстниками. Специалистами велась целенаправленная работа по формированию толерантного отношения к детям с ОПФР. В 2020/2021 учебном году были проведены: акция, посвящённая Всемирному дню толерантности «Маршрут толерантности», информационная акция ко всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма «Мир в синих тонах».

  1. Обеспечение социально-педагогической поддержки и психологической помощи обучающимся

Специалистами социально-педагогической и психологической службы учреждения образования обучающимся и их законным представителям оказывалась индивидуально-ориентированная социально-педагогическая, психолого-педагогическая, реабилитационная помощь. Особое значение в работе педагогического коллектива уделялось вопросу охраны здоровья обучающихся. В сентябре 2020 года прошел плановый осмотр обучающихся узкими специалистами УЗ «Клецкая ЦРБ». По итогам осмотра медицинскими работниками было проведено консультирование родителей, даны рекомендации по организации и проведению физкультурно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Параллельно с образовательным процессом осуществляется и медицинская реабилитация, проводились занятия ЛФК, курсы массажа.  В период острых респираторных заболеваний медицинской сестрой по назначению врача-реабилитолога проводились физиопроцедуры.

Ранняя коррекция физических и психических нарушений развития у детей осуществлялась в рамках Программы межведомственного взаимодействия психолого-медико-педагогической помощи детям от 0 до 3-х лет. В 2020/2021 учебном году 7 детей раннего возраста посещали индивидуальные коррекционные занятия. Мониторинг эффективности работы с детьми раннего возраста имеет положительную динамику, уровень речевого и познавательного развития детей на конец учебного года значительно возрос. Для родителей, воспитывающих детей данной категории на протяжении года была организована работа родительского клуба «Кроха».

Работа районной ПМПК осуществляется в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь Об образовании, Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Диагностическая работа специалистов была направлена на своевременное выявление детей с ОПФР.  В состав районной ПМПК входило 4 педагога, 2 педагога имеют сертификаты о базовом повышении квалификации педагогических работников, являющихся членами ПМПК центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, что составляет 50%. Диагностический инструментарий ПМПК представлен стандартизированными диагностическими методиками, дидактическим и игровым материалом. Представленная документация, отражающая деятельность ПМПК, ведется в соответствии с нормативными требованиями.

  1. Организация работы с педагогическими кадрами

В системе специального образования Клецкого района в 2020/2021 учебном году работали 22 учителя-дефектолога с высшим специальным образованием, из них высшая квалификационная категория у 10 педагогов (45,5%); первая у 9 педагогов (41%); вторая у 2 педагогов (9%); без категории – 1 молодой специалист (4,5%). Два учителя-дефектолога в 2020/2021 учебном году обобщенили опыт и сдали экзамен на присвоение высшей квалификационной категории, 1 педагогу была присвоена 2 квалификационная категория.

Однако анализ кадровой обеспеченности специалистов системы специального образования Клецкого района показывает недостаточную обеспеченность учителями-дефектологами ПКПП. В 2020/2021 учебном году обучение в БГПУ им.М.Танка завершили 3 учителя-дефектолога, имеющие целевое направление, таким образом имеющиеся вакансии учителей-дефектологов будут заполнены.

Вопросы повышения квалификации учителей-дефектологов находятся на постоянном контроле. В 2020/2021 учебном году курсы повышения квалификации прошли 6 педагогов. Выполнение плана повышения квалификации за учебный год составило 100%. В 2021/2022  учебном году необходимо пройти повышение квалификации 5 педагогам, в том числе 2 учителям-дефектологам ЦКРОиР.

Образовательный процесс в 2020/2021 учебном году в ЦКРОиР осуществляли 11 педагогов, из них 1 совместитель (музыкальный руководитель), из них высшее педагогическое образование у 10 педагогов  (91%), среднее специальное – 1 совместитель (9%). Высшую категорию имеют 2 педагога (18,2%), первую – 6 (54,5%), вторую – 3 (27,3%). Во втором полугодии 2020/2021 учебного года 1 педагогу была присвоена первая квалификационная категория, 1 – вторая квалификационная категория.

С целью создания условий для личностного и профессионального роста педагогов специального образования средствами методической работы и усиления ее информационного сопровождения в 2020/2021 учебном году осуществлялась работа методического объединения учителей-дефектологов общего среднего образования и методического объединения учителей-дефектологов и воспитателей интегрированных и специальных групп. Заседания методических объединений носили выраженную практическую направленность. Тематика обсуждаемых вопросов подбиралась с учетом актуальности проблем коррекционно-педагогического и учебного процесса и контингента обучающихся с ОПФР в 2020/2021 учебном году. Все заседания проходили в онлайн формате на платформе zoom.  При проведении заседаний педагоги представляли видеофрагменты занятий, презентации и выступления. На базе учреждения образования продолжил работу районный методический совет.  В 2020/2021 учебном году для учителей-дефектологов были разработаны рекомендации по взаимодействию учителя-дефектолога с законными представителями детей, имеющих нарушения звукопроизносительной стороны речи и рекомендаций по созданию адаптивной образовательной среды для детей с аутистическими нарушениями.

Опыт работы по осуществлению образовательного процесса обучающихся с ТМН, был представлен на методических часах и открытых просмотрах. Педагогами учреждения образования накоплен достаточный опыт работы по использованию театрализованной деятельности при осуществлении образовательного процесса детей с ТМН, который будет обобщен в процессе реализации педагогического проекта «Проектирование и организация адаптивного образовательного пространства путём вовлечения детей с тяжёлыми множественными нарушениями в театрализованную деятельность».

С целью повышения знаний педагогов по подготовке и обобщению практического опыта работы с детьми с ОПФР в марте 2021 года прошла конференция для учителей-дефектологов по подготовке к конкурсу «Современные педагогические технологии в специальном образовании»: Организация и управление процессом использования инновационных педагогических технологий в специальном образовании». Свой опыт представили представители администрации и педагоги ГУО «Клецкая средняя школа № 1», ГУО «Клецкая средняя школа № 3», ГУО «Заостровечская средняя школа Клецкого района», ГУО «Клецкий ясли-сад № 2».

         На протяжении учебного года оказывалась методическая и консультативная помощь руководителям учреждений образования, учителям–дефектологам ПКПП, педагогам интегрированных классов, специальной и интегрированной групп учреждений образования района. Основными темами консультаций были вопросы составления учебных планов для детей, обучающихся по программам специального образования, вопросы индивидуально-возрастного развития ребёнка с ОПФР, осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР, разработки и составления экзаменационных билетов по трудовому обучению для выпускников. 

В 2020/2021 учебном году в районной газете «Да новых перамог» вышла 1 публикация, 1 публикация издана в «Настаўніцкай газеце», 1 публикация отправлена корреспонденту «Настаўніцкай газеты». Однако, педагогами ведется недостаточная работа по распространению и обобщению опыта работы в средствах массовой информации.

  1. Организация финансово-хозяйственной деятельности

         С целью укрепления материально-технической базы учреждения образования в 2020/2021 учебном году за счет внебюджетных средств был приобретен стульчик для ребенка с ДЦП, рассада цветов, 2 проточных водонагревателя, гипсокартон, покрасочные материалы. В течении года был проведен ремонт стенки уличного навеса, ремонт коррекционного кабинета учителя-дефектолога специальной группы, косметический ремонт навесов и надворного игрового оборудования, покраска дверей в специальной группе, покраска дверных окон и откосов в коррекционном кабинете и кабинете СБ, покраска пола в сенсорном кабинете и кабинете СБО, подготовка овощехранилища, замена люминесцентных ламп в классе, покраска наружного пандуса и фундамента здания.

          Учреждение образования принимало участие в районном смотре-конкурсе на лучшее благоустройство и озеленение территории учреждения образования в номинации «Открытие года: новый дизайн». Согласно плану благоустройства на территории были проведены следующие работы: обновление цветников, оформление клумб и «альпийской горки»; пополнение зоны «Там, на неведомых тропинках» сказочными скульптурами малых форм; обновление зоны «Декоративный огород»: установка забора, обновление лазы на корзинах, посадка лекарственных трав, подсолнухов, украшение забора глиняными горшками. Облагораживание плодовых кустарников, окапывание приствольных кругов; эстетическое оформление зоны «Озеро», пополнение новыми объемными композициями; украшение цветами зоны «Мостик». 

Реализация намеченных пунктов плана позволила создать комфортные условия для прогулок детей, активизировала творческий потенциал педагогического и родительского коллективов по созданию имиджа учреждения специального образования, позволило решить задачи по обеспечению двигательной активности и созданию условий для самостоятельной детской деятельности по познавательному, социально-личностному, физическому развитию, трудовой и эксперементальной деятельности детей с особенностями развития.