Публичный отчет

Публичный отчет деятельности ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации  Клецкого района» за 2021/2022 учебный год

 

  1. Общее управление учреждением специального образования

Целевым ориентиром деятельности ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Клецкого района» (далее – учреждение образования) в 2021/2022 учебном году было обеспечение вариативности получения образования для лиц с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР), обеспечивающего достижение необходимого и качественного уровня сформированности ключевых компетенций у лиц с ОПФР, повышение их жизнеспособности. Работа педагогического коллектива была организована в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными техническими нормативными правовыми актами, локальными правовыми актами, постановлениями и решениями органов власти, управления по образованию, спорту и туризму Клецкого райисполкома.

На протяжении учебного года педагогический коллектив продолжил работу по созданию безопасной, здоровьесберегающей, психологически и эмоционально комфортной адаптивной среды для детей с ОПФР; обеспечению мер по их социализации и интеграции в общество, овладению жизненными компетенциями;  совершенствованию работа по своевременному выявлению детей, нуждающихся в специальном образовании и коррекционной помощи через активизацию межведомственного взаимодействия; совершенствованию система методической работы через формирование у педагогов учреждений образования устойчивой мотивации к внедрению инновационных технологий. Велась работа по развитию инклюзивных процессов в образовании, формированию позитивного общественного мнения в отношении лиц с особенностями психофизического развития, в том числе с инвалидностью, посредством повышения уровня информационной культуры всех участников образовательного процесса. Посредством реализации педагогического проекта «Проектирование и организация адаптивного образовательного пространства путём вовлечения детей с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями в театрализованную деятельность» проводилась работа по содействию социальной реабилитации лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями через предоставление им равных возможностей для активного участия  в социокультурной жизни общества

Обеспечению координационной деятельности по выполнению задач работы учреждения и повышению эффективности управленческой деятельности способствовало проведение заседаний совета учреждения образования (3 заседания), заседаний попечительского совета (4 заседания), заседаний педагогического совета (6 заседаний), совещаний при директоре (10 совещаний), инструктивно-методических совещаний, собраний трудового коллектива.

Совет учреждения образования осуществлял свою деятельность в соответствии с Положением о совете учреждения образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 84.

Основными направлениями деятельности совета учреждения образования в 2021/2022 учебном году были:

  1. Определение перспективных направлений деятельности учреждения.
  2. Рассмотрение вопросов обновления и развития материально-технической базы.
  3. Работа над укреплением межведомственных связей с государственными и общественными организациями.
  4. Содействие и организация образовательных мероприятий.

Попечительский совет осуществлял свою деятельность в соответствии с Положением о попечительском совете учреждения образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 146 (с изменениями и дополнениями). Решения попечительского совета доводились до всех родителей, на сайте учреждения образования ежеквартально размещается анализ деятельности попечительского совета.

Деятельность педагогического совета осуществлялась в соответствии с Положением о педагогическом совете специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната), вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната), центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и родительском комитете специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната), вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната), центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 10 ноября 2011 г. № 277. Тематика заседаний планировалась с учетом актуальности вопросов, направленных на реализацию целей и задач, поставленных на учебный год с дальнейшим определением перспективы деятельности педагогического коллектива.

На совещаниях при директоре рассматривались организационно-педагогические вопросы, касающиеся организации образовательного процесса и воспитательной работы обучающихся, организации питания, соблюдения санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, требований по охране труда, правил пожарной безопасности.

На основании Положения о самоконтроле, результатов работы за истекший год, был составлен план самоконтроля, который реализовывался в течение учебного года. Ежемесячно издавался приказ об осуществлении самоконтроля с указанием сроков проведения. Итоги самоконтроля рассматривались на совещаниях при директоре, по итогам изучения издавался приказ. Самоконтроль осуществлялся в соответствии с требованиями педагогической этики, все принимаемые решения выполнялись своевременно, что способствовало результативности и эффективности образовательного процесса. Самоконтроль носил плановый характер и способствовал достижению прогнозируемых результатов.

  1. Организационно-педагогическое обеспечение получения обучающимися специального образования

Специалистами учреждения образования велась работа по созданию и актуализации районного банка данных детей с ОПФР, нуждающихся в получении специального образования и коррекционно-педагогической помощи, что позволило своевременно осуществлять анализ динамики развития, эффективности коррекционного воздействия в условиях специально организованного обучения и воспитания, разрабатывать предложения по оптимизации сети специальных и интегрированных групп, классов интегрированного обучения и воспитания.

Ежегодно проводится актуализация районного банка данных педагогических работников системы специального образования района, банка данных современных педагогических технологий. В течении учебного года специалистами учреждения образования осуществлялся анализ деятельности учреждений общего среднего и дошкольного образования, создавших условия для получения специального образования лицами с ОПФР и оказания им коррекционно-педагогической помощи, анализ данных ежегодного комплексного обследования детей с ОПФР.  В областной ЦКРОиР предоставлялась информация по оздоровлению детей с ОПФР за летний период.

Банк данных детей с ОПФР в 2021/2022 учебном году составлял 602 ребенка, из них 28 – детей-инвалидов.(4,6%)

Охват детей специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью в 2021/2022 учебном году составлял – 99%. Доля обучающихся с ОПФР, получающих образование в условиях интегрированного обучения и воспитания – 95,9%

В учреждениях образования района функционировало 14 пунктов коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП): 2 в учреждениях дошкольного образования, 12 в учреждениях общего среднего образования (из них 2 в УПК). В 2021/2022 учебном году коррекционную помощь получали 477 детей.

Охват коррекционно-педагогической помощью лиц с ОПФР от числа детей, состоящих на учете в районном банке данных и нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи с 2017 по 2019 год составлял 100%. В 2020/2021 учебном году охват коррекционно-педагогической помощью составлял 99,2%. В 2021/2022 учебном году – 98,7%. Ежегодно коррекционно-педагогическую помощь получают 100% детей раннего возраста с ОПФР.

Система специального образования на уровне общего среднего образования в 2021/2022 учебном году была представлена 17 классами интегрированного обучения и воспитания (10 учреждений образования, 19 детей).

В 2021/2022 учебном году в 1 учреждении образования района функционировали 2 специальные группы (33 воспитанника) и 4 группы интегрированного обучения и воспитания (15 детей).

В 2021/2022 учебном году количество специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания позволило полностью обеспечить специальным образованием все категории детей с ОПФР, а также повысить качество оказываемой помощи. В 2022/2023 учебном году 5 детей поступят в 1 класс, которым рекомендовано обучение по образовательной программе специального образования на уровне общего среднего образования на основании заключений районной психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).

В 2021/2022 учебном году надомное обучение было организовано для  4 обучающихся с ОПФР, в том числе для 2-х обучающихся центра.

В учреждении образования имеется высокоскоростной выход в сеть Интернет, официальный интернет-сайт учреждения образования с октября 2020 года переведен на платформу ВЕБ-МАСТЕРСКАЯ, работает электронная почта.

На базе учреждения образования создан и пополняется резервно-обменный фонд специальной учебной литературы, ведется ее учет. Библиотечный фонд составляет 3953 экземпляра (в 2020/2021 - 3837 экземпляра) учебников, учебных пособий и методической литературы.

  1. Организация образовательного процесса

В учреждении образования осуществляется обучение и воспитание лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями (далее – ТМН), а также оказание коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР, в том числе раннего возраста. Всего в 2021/2022 учебном году в ЦКРОиР было зачислено 56 детей (9,3% от общего количества детей, находящихся в районном банке данных детей с ОПФР).

В специальной группе в 2021/2022 учебном году обучалось 5 воспитанников (для одного воспитанника было организовано обучение на дому), в классе - 5 учащихся (для одного было организовано обучение на дому). Коррекционная помощь на базе учреждения образования оказывалась 46 . В том числе индивидуальные коррекционные занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога посещали 10 детей раннего возраста с ОПФР. Ранняя коррекция физических и психических нарушений развития у детей осуществлялась в рамках реализации Программы межведомственного взаимодействия по оказанию психолого-медико-педагогической помощи детям от 0 до 3-х лет, которая реализовывалась совместно со специалистами здравоохранения.

Образовательный процесс в учреждении образования был организован в режиме пятидневной недели, время пребывания обучающихся составляло 10,5 часов. Возрастной диапазон обучающихся от 3 до 17 лет.

На основании Инструкции о порядке организации подвоза обучающихся от 30.08.2011 № 247, приказа директора от 31.08.2021 № 97 «Об организации подвоза детей» для обучающихся учреждения образования был организован подвоз на специально оборудованном транспорте.

Питание обучающихся учреждения образования осуществлялось в порядке, установленном актами законодательства, в том числе постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2019 № 694 «Об утверждении положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования», а также с учетом требований санитарных норм и правил, гигиенических нормативов.

В 2021/2022 учебном году образовательный процесс в группе осуществлялся по учебному плану центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для воспитанников с ТМН; по индивидуальному учебному плану на основе учебного плана центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для воспитанников с ТМН. Образовательный процесс в классе осуществляется по учебному плану центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для учащихся с ТМН; по учебному плану второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью, по индивидуальному учебному плану на основе учебного плана центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для учащихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

         На протяжении учебного года педагоги при проведении учебных занятий, досуговых мероприятий и прогулок использовали элементы театрализованной деятельности, это выступало в роли стимулятора при усвоении учебного материала, способствовало положительной динамике развития коммуникативных навыков, формированию основ нравственного и социально-значимого поведения, повышению интереса детей к совместной игре, их самовыражению и социализации.

Учитель-дефектолог группы и воспитатели дошкольного образования занятия планируют с учётом многократного повторения того или иного материала и постепенного включения в контекст уже усвоенных знаний новых элементов. Игровые приемы и ситуации стимулируют детей, вызывают интерес у воспитанников группы к познанию окружающего мира, пространства, которое их окружает, помогают познакомиться со свойствами предметов, адаптироваться к многообразию межличностных отношений. Для проведения занятий с воспитанниками группы оборудован кабинет учителя-дефектолога. Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам коррекционно-развивающего процесса. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществлено с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, что позволило индивидуализировать процесс обучения воспитанников группы.

В классе образовательная среда также создана с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов. В 2021/2022 учебном году педагогами класса была изготовлена декоративная ширма «Теремок» и различные виды театра: театр на фланелеграфе «Теремок», «Курочка Ряба», «Мешок яблок», «Репка», «Три поросенка», «Зайкава хатка», «Колосок»; стаканчиковый театр «Репка»; театр на магнитах «Три медведя»; сказка в папке «Три поросенка»; театр рукавичек «Рукавичка»; герои для песенных потешек; театр на палочках «Колобок»; ложковый театр «Три медведя», «Колобок»; пробковый театр «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Три медведя»; теневой театр «Курочка Ряба», «Мешок яблок», «Рождественская история»; пальчиковый театр «Насекомые»; театр масок.

На протяжении 2021/2022 учебного года деятельность педагогов группы и класса предусматривала решение поставленных задач в процессе совместной деятельности с обучающимися и самостоятельной деятельности обучающихся на учебных и коррекционных занятиях, в ходе выполнения режимных моментов. С целью социализации педагогами в течение учебного года проводились экскурсии в учреждения социального и медицинского обслуживания, городской парк, детскую библиотеку, магазины. Результативность образовательного процесса повышается за счет участия волонтёров в учебных занятиях, на таких занятиях у обучающихся центра повышается познавательная активность, интерес, активизируется внимание.

Сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года свидетельствует о росте усвоения детьми программного материала, прослеживается положительная динамика развития обучающихся по всем направлениям деятельности. Этому способствовало не только использование нестандартных форм и методов работы, но и преемственность в работе учителей-дефектологов и воспитателей.

Учитель-дефектолог класса внедрила в практику проведения коррекционных и учебных занятий использование сенсорных браслетов. Благодаря использованию которых, у обучающиеся класса с ДЦП наблюдается положительная динамика в развитии двигательной сферы: дотягивании до предмета, захвате и передвижение предмета и др. Учитель-дефектолог обобщила передовой педагогический опыт и приняла участие в конкурсе современных педагогических технологий представив работу «Развитие моторной сферы у учащихся с тяжелыми и (или) множественными психическими и (или) физическими нарушениями посредством использования сенсорных браслетов как атрибутов сказки». Однако, учителю-дефектологу необходимо продолжить работу по транслированию передового педагогического опыта посредством публикаций в СМИ.

В учреждении образования реализуется программа перехода выпускников ГУО «ЦКРОиР Клецкого района» в ГУ «Клецкий ТЦСОН», которая разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь «Об образовании», Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011г. № 233 «Об утверждении Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь». В соответствии с Методическими рекомендациями по организации процесса перехода выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в территориальные центры социального обслуживания населения, в целях повышения эффективности работы, обеспечения межведомственного взаимодействия педагогическим коллективом ЦКРОиР совместно со специалистами отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста   и инвалидов ТЦСОН реализовывались мероприятия плана перехода выпускников ГУО «ЦКРОиР Клецкого района в ГУ «Клецкий ТЦСОН», согласно которому проводились совместные мероприятия, 2 заседания круглых столов. Ежегодно проводится анализ выполнения мероприятий плана по реализации программы перехода выпускников ЦКРОиР В ТЦСОН.  В 2021/2022 учебном году в учреждении образования выпускников нет. Вместе с тем, с целью обеспечения преемственности в деятельности специалистов ЦКРОиР и ТЦСОН проводилась консультационная работа для специалистов ТЦСОН. Педагогами ЦКРОиР  в течение учебного года для родителей обучающихся и специалистов ТЦСОН разрабатывались консультации, памятки и буклеты.

  1. Организация воспитательной работы

В 2021/2022 учебном году в учреждении образования реализовывался подготовительный и внедренческий этапы педагогического проекта «Проектирование и организация адаптивного образовательного пространства путём вовлечения детей с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями в театрализованную деятельность». Сроки его реализации 2021-2024 годы. Практическое воплощение проекта основывалось на системной работе педагогов, участников проекта, которые проводили учебные и коррекционные занятия, воспитательные мероприятия, присутствовали на занятиях у других педагогов в качестве экспертов, аналитиков. Адаптивно-развивающая среда класса и группы пополнилась различными видами театра, элементами театрализации и театральными атрибутами. Педагогами разработаны комплексы методических и дидактических материалов для использования в образовательном и коррекционном процессе. Результативность проведенных мероприятий свидетельствует о повышении профессиональной компетентности педагогов, создании профессиональной среды для обмена опытом работы,  приобретении ими нового опыта работы по проектированию и организации адаптивного образовательного пространства путём вовлечения детей с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями в театрализованную деятельность.

         Обучающиеся учреждения образования в декабре 2021 года приняли участие в областном фестивале творчества «Зажги свою звезду». Выставка «Рождественская гостиная», изготовленная обучающимися совместно с педагогами, была отмечена дипломом Главного управления по образованию. В мае 2022 года обучающиеся центра приняли участие в областном этапе XIII Республиканского фестиваля художественного творчества «Вяселкавы карагод». Выставка «Навстречу весне» награждена дипломам в номинации «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество», танцевальный коллектив «Цветочки» отмечен дипломом III степени в номинации «Хореографическое творчество».

         В учреждении образования ежемесячно  проводились тематические недели, календарные праздники, досуговые мероприятия, экскурсии. Информация о проведенных воспитательных мероприятиях своевременно размещалась на сайте учреждения образования.

Велась работа по развитию волонтёрского движения. В учреждении образования создан волонтерский отряд «Доброе сердце», ребята из которого принимали активное участие в праздниках, воспитательных мероприятиях, информационных и благотворительных акциях, организованных специалистами учреждения образования.

Реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществлялась педагогами дополнительного образования ГУДО «Клецкий центр детского творчества». Занятия объединения по интересам «Тестопластика», проходившие на базе учреждения образования посещали 100% обучающиеся.

4.1. Работа с семьёй и социумом

         Профилактическая и информационно-просветительская работа с родителями осуществлялась через: систематическое пополнение сайта, тренинговую деятельность, обновление стендовой информации, выступления на родительских собраниях, консультационную работу, анкетирование, проведение заседаний родительской гостиной «Уют» и клуба «Кроха».

В 2021/2022 учебном году продолжилась активная работа с социумом. В канун Всемирного Дня инвалида 24 ноября в отделении дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов ГУ «Клецкий территориальный центр социального обслуживания населения» состоялась диалоговая площадка   с участием представителей   управления по труду, занятости и социальной защиты Клецкого райисполкома, отдела ЖКХ, архитектуры и строительства Клецкого райисполкома, районной организации общественного объединения «Белорусское общество инвалидов», УЗ «Клецкая центральная районная больница», ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Клецкого района», отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов  ГУ «Клецкий ТЦСОН». На встрече обсуждались вопросы, касающиеся господдержки инвалидов, а также занятости и организации их досуга, создания безбарьерной среды.

В рамках районной благотворительной акции «Мешочек добра» обучающихся ГУО «ЦКРОиР Клецкого района» 01.12.2021 посетили молодые инвалиды из отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов ГУ «Клецкий ТЦСОН». Обучающимся были вручены «мешочки добра» со сладостями и магнитами, сделанными на заседаниях кружков в ТЦСОН. 

Учащиеся опорного учреждения ГУО «Клецкая средняя школа №1» в рамках районной благотворительной акции «Открытое сердце» посетили обучающихся центра. Школьники не только принесли ребятам подарки, но и приняли участие в совместной досуговой деятельности.

В рамках районной акции «Наши дети» обучающиеся центра 14.12.2021 приняли участие в музыкально-игровой программе «Сказка начинается», которая прошла в ГУДО «Клецкий центр детского творчества». 24.12.2021 центр посетили председатель Клецкого районного объединения организаций профсоюза Кулага Г.В. и председатель первичной профсоюзной организации УП «Клецкий производственно-пищевой завод», 14.01.2022 - председатель районного комитета отраслевого профсоюза Плотко М.И. совместно с членами президиума совета ветеранов труда системы образования.

На базе учреждения образования согласно годовому плану 29.11.2021 прошел круглый стол для специалистов ЦКРОиР и представителей УЗ «Клецкая ЦРБ» «Оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в региональном пространстве: опыт и стратегии развития». Целью которого стал обмен опытом работы медицинских работников УЗ «Клецкая ЦРБ» и специалистов ГУО «ЦКРОиР Клецкого района» по организации ранней помощи детям раннего возраста с особенностями развития. 

        В учреждении образования сложилась определённая система социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов, способствующая их социализации, дальнейшей адаптации в обществе, путём расширения их социальных контактов со здоровыми сверстниками. Специалистами велась целенаправленная работа по формированию толерантного отношения к детям с ОПФР. В 2021/2022 учебном году были проведены: акция, посвящённая Всемирному дню толерантности «Маршрут толерантности», информационная акция ко всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма «Мир в синих тонах», тренинг с обучающимися ГУО "Гимназия г. Клецка" ко Всемирному дню распространения информации об аутизме «Дорогой доброты и понимания».

  1. Обеспечение социально-педагогической поддержки и психологической помощи обучающимся

Специалистами социально-педагогической и психологической службы учреждения образования обучающимся и их законным представителям оказывалась индивидуально-ориентированная социально-педагогическая, психолого-педагогическая, реабилитационная помощь. Особое внимание в работе педагогического коллектива уделялось вопросу охраны здоровья обучающихся. В сентябре 2021 года прошел плановый осмотр обучающихся узкими специалистами УЗ «Клецкая ЦРБ». По итогам осмотра медицинскими работниками было проведено консультирование родителей, даны рекомендации по организации и проведению реабилитационных мероприятий.

Ранняя коррекция физических и психических нарушений развития у детей осуществлялась в рамках Программы межведомственного взаимодействия психолого-медико-педагогической помощи детям от 0 до 3-х лет. В 2020/2021 учебном году 9 детей раннего возраста посещали индивидуальные коррекционные занятия. Мониторинг эффективности работы с детьми раннего возраста имеет положительную динамику, уровень речевого и познавательного развития детей на конец учебного года значительно возрос. Для родителей, воспитывающих детей данной категории на протяжении года была организована работа родительского клуба «Кроха», следует отметить 100% посещение родителями заседаний.

Работа районной ПМПК осуществляется в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь Об образовании, Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Диагностическая работа специалистов была направлена на своевременное выявление детей с ОПФР.  В состав районной ПМПК входило 4 педагога, 3 педагога имеют сертификаты о базовом повышении квалификации педагогических работников, являющихся членами ПМПК центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, что составляет 75% , 1 специалистам (членам ПМПК) необходимо пройти курсовую подготовку. Диагностический инструментарий ПМПК представлен стандартизированными диагностическими методиками, дидактическим и игровым материалом. Представленная документация, отражающая деятельность ПМПК, ведется в соответствии с нормативными требованиями.

  1. Организация работы с педагогическими кадрами

В системе специального образования Клецкого района в 2021/2022 учебном году работали 24 учителя-дефектолога с высшим специальным образованием, из них высшая квалификационная категория у 10 педагогов (41,6%); первая у 6 педагогов (25%); вторая у 2 педагогов (8,3%); без категории – 6 педагогов (25%). Один учитель-дефектолог прошел аттестацию с присвоением второй квалификационной категории

Однако анализ кадровой обеспеченности специалистов системы специального образования Клецкого района показывает недостаточную обеспеченность учителями-дефектологами ПКПП. Потребность в учителях-дефектологах на 2022/2023 учебный год составляет 3 педагога: ГУО «Кухчицкий учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Клецкого района», ГУО «Озереченская средняя школа Клецкого района», ГУО «Домоткановичская средняя школа Клецкого района».

Образовательный процесс в 2021/2022 учебном году в ЦКРОиР осуществляли 10  педагогов, из них 1 совместитель (музыкальный руководитель), из них высшее педагогическое образование у 9 педагогов  (90%), среднее специальное – 1 совместитель (10%). Высшую категорию имеют 3 педагога (30%), первую – 6 (60%), вторую – 1 (10%). С целью создания условий для личностного и профессионального роста педагогов специального образования средствами методической работы и усиления ее информационного сопровождения в 2021/2022 учебном году осуществлялась работа методического объединения учителей-дефектологов общего среднего образования и методического объединения учителей-дефектологов и воспитателей интегрированных и специальных групп. Заседания методических объединений носили выраженную практическую направленность. Тематика обсуждаемых вопросов подбиралась с учетом актуальности проблем коррекционно-педагогического и учебного процесса и контингента обучающихся с ОПФР в 2021/2022 учебном году. При проведении заседаний педагоги представляли видеофрагменты занятий, презентации и выступления. На базе учреждения образования продолжил работу районный методический совет. В 2021/2022 учебном году для учителей-дефектологов были разработаны методические рекомендации по эффективности использования логопедического массажа и артикуляционной гимнастики в устранении дизартрии у детей дошкольного и младшего школьного возраста; рекомендации по формированию мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников и младших школьников с нарушениями речи.

Вопросы повышения качества образовательного процесса и оказания коррекционно-педагогической помощи регулярно рассматриваются на педсоветах и совещаниях при директоре. В течении года 6 педагогов приняли участие в 2 семинарах и 6 вебинарах.

Опыт работы по осуществлению образовательного процесса обучающихся с ТМН, был представлен на методических часах и открытых просмотрах. Педагогами учреждения образования накоплен достаточный опыт работы по использованию театрализованной деятельности при осуществлении образовательного процесса детей с ТМН, который будет обобщен в процессе реализации педагогического проекта «Проектирование и организация адаптивного образовательного пространства путём вовлечения детей с тяжёлыми множественными нарушениями в театрализованную деятельность».

Для повышения компетентности учителей-дефектологов учреждений образования района, работающих с детьми с ОПФР прошел конкурс на лучшее авторское пособие «Мастерская учителя-дефектолога», первый этап республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании». 

В ноябре-декабре 2021 года изучалась деятельность учителей-дефектологов по реализации коррекционного компонента в условиях образовательной интеграции. По результатам изучения были подготовлена информация с рекомендациями, которые заслушивались на совещаниях руководителей учреждений образования района.

         На протяжении учебного года оказывалась методическая и консультативная помощь руководителям учреждений образования, учителям–дефектологам ПКПП, педагогам интегрированных классов, специальной и интегрированной групп учреждений образования района. Основными темами консультаций были вопросы составления учебных планов для детей, обучающихся по программам специального образования, вопросы индивидуально-возрастного развития ребёнка с ОПФР, осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР. 

На районном методическом объединении педагогов-психологов 22.04.2022 был заслушан вопрос «Психологическое сопровождение несовершеннолетних с ОПФР в условиях учреждения образования. Разработка коррекционно-развивающей программы»

В 2021/2022 учебном году в районной газете «Да новых перамог» вышла одна публикация «Не рядом, а вместе!». это свидетельствует о том, что педагогами ведется недостаточная работа по распространению и обобщению опыта работы в средствах массовой информации.

  1. Организация финансово-хозяйственной деятельности

         С целью укрепления материально-технической базы учреждения образования в 2021/2022 учебном году за счет внебюджетных средств было приобретено: теплица, пальчиковые театры «Репка», «Теремок, «Колобок», настольные игр, шкаф для верхней одежды, детские пледы (3 шт.), жалюзи вертикальные (6 шт.), зеркало видеорегистратора, смеситель для кухни, спортивное и массажное оборудование, покрасочные материалы.

  За счет средств иностранной помощи приобретены средства индивидуальной защиты. За бюджетные средства заменена дверь.

  В течении года был проведен ремонт стенки уличного навеса.  

  Согласно плану благоустройства на территории были проведены следующие работы:

  1. Установлена теплица, высеены семена цветочных культур на рассаду.
  2. Обновлены цветники, клумбы, «Альпийская горка». «Декоративный огород», «Озеро», «Мостик». 
  3. Обрезаны плодовые кустарники и деревья.
  4. Производится обкос травы кустарников.

Реализация намеченных пунктов плана позволила создать комфортные условия для прогулок детей, активизировала творческий потенциал педагогического и родительского коллективов по созданию имиджа учреждения специального образования, позволило решить задачи по обеспечению двигательной активности и созданию условий для самостоятельной детской деятельности по познавательному, социально-личностному, физическому развитию, трудовой и экспериментальной деятельности детей с особенностями развития.