Советы дефектолога

Говорите с ребенком правильно

Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Обязательно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.

Торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова: например, «Где бибика?». Это ничего, кроме вреда не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирование звука еще не закончен.

Нельзя ругать ребенка за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.

свернуть

Как развивать предметную среду дома

Как развивать предметную среду дома

Развивающая предметная среда - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка. Среда – пространство жизнедеятельности ребёнка. Это те условия, в которых протекает его жизнь.

Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома. Хорошо, если есть отдельная детская. А если нет? Как же создать в семье развивающую среду, то есть такую обстановку, в которой бы ребёнок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всём его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых?

Вполне естественно, что ребёнок должен осваивать всё пространство квартиры, то есть действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. Но у него должно быть и своё пространство, оборудованное с учётом его психофизиологических особенностей и возможностей.

Очень важно организовать зеркало в доступной зоне для ребёнка, дети любят своё собственное отражение, изучая свой внешний вид. На полочке рядом с зеркалом расположите расчёски, маленькое зеркальце, для девочек косметику. Ребёнок, уходя из квартиры, учится приводить себя в порядок и, наоборот, вернувшись домой осматривает себя и может менять свою внешность в случае необходимости. В прихожей на обувной полке расположите щётку и ложку для обуви. При наличии таких условий у ребёнка начнёт формироваться культура своего внешнего вида и качества трудолюбия, самообслуживания, самостоятельности.

свернуть

Как развивать слуховое восприятие?

Как развивать слуховое восприятие?

Слуховое восприятие -  это способность воспринимать и понимать звуки и различия между ними.

Слуховое восприятие имеет важное значение для правильного усвоения информации, которую ребёнок получает при общении с близким окружением, педагогом, а так же через шумы, звуки, песни и т.д. Возникает необходимость в визуальной поддержки, если её будет недостаточно, это может вызвать проблемы понимания речи и материала, что приводит к низкому уровню развития личности.

Детям нравиться слушать и наслаждаться музыкой, при этом они избирательны в выборе песен, мелодий и аудио сказок. Одни слушают классику, другим нравятся  детские песенки. Мы должны предоставить выбор ребёнку, помочь ему определиться, какая музыка или сказка ему интересна.

Ребёнок начинает узнавать голос мамы, слушает колыбельные и успокаивается. Всё это формируется с младенчества. Малыш способен обнаруживать, различать, идентифицировать, распознавать и понимать звуки окружающей среды. В дальнейшем развитии у ребёнка формируется модель поведения дома, на улице и т.д.

Развивая слуховое восприятие у детей, мы развиваем речь ребёнка. В раннем возрасте мы в общении с малышом применяем слова заменители, такие как «гав-гав», «би-би» и просим его  найти и показать на картинке, имея ввиду собаку или машинку. По необходимости помогаем малышу в правильном выборе.

свернуть

Развитие мелкой моторики, календарь нормативных требований

        Учите своего малыша говорить! Правильное, чистое произношение и развитая речь — заслуга прежде всего семейного воспитания.  Устранить нарушения РЕЧИ  ребенку помогут логопед и воспитатели детского сада. И все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правиль­ной речи должны взять на себя родители.

Развитие речи ребёнка в норме.

  1. Подготовительный период (от 0 до 1 года).

        2-3 месяца – гуление;

        4-6 месяцев – лепет;

        9-12 месяцев – первые слова.

2.Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет).    

        1,5-2 года – фраза;

     к  3 годам – связная речь (несколько фраз).

  1. Дошкольный период (от 4 до 6/7 лет).

К 5 годам – сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас – 2-3 тыс. слов.

6-7 лет – звукобуквенный анализ, словарный запас – до 6 тысяч слов.

Предпосылки для успешного овладения грамотой.

  1. Слух, зрение, интеллектуальное способности (развитые высшие психические функции) - норма, развитые зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация).
  2. Психическое и физическое здоровье.
  3. Психическая активность. Активность познавательных процессов, работоспособность.
  4. Сформированность эмоционально-волевой сферы. Опыт речевого общения.
  5. Нормальное развитие двигательной сферы

Календарь нормативных требований по развитию мышления и мелкой моторики ребёнка в возрасте от года и до 6 лет

1.Рисует и черкает на листе бумаги - от1 года до 2 лет.

2.Стучит одним предметом о другой - до 1 года и 2 месяцев.

3.Берёт крошку хлеба большим и указательным пальцами - до 1 года и 4 месяцев.

4.Вытаскивает крошку из прозрачной банки - от1 года до 1 года и 11 месяцев.

5.Строит башню из 2-х кубиков - от1 года до 2 лет.

6.Строит башню из 4-х кубиков- от 1,5 года до 2 лет и 3 месяцев.

7.Строит башню из 8-х кубиков  - от 2 лет и 7 месяцев до 3,5 лет.

8.Строит(копирует) мостик из 3-х кубиков от 2 лет и 3 месяцев до 3,5 лет.

9.Строит(копирует) мостик из 5-х кубиков от 3,5 лет до 4,5 лет.

10.Рисует вертикальную линию(ошибка до 30 град.) - от 1 лет и 7 месяцев до 3 лет.

11.Перерисовывает круг  - от 2 лет и 4 месяцев до 3,5 лет.

12.Перерисовывает крестик - от 3 лет и 4 месяцев до 4,5 лет.

13.Перерисовывает квадрат - от 4 лет и 2 месяцев до 5,5 лет.

14.Рисует человечка(3 элемента) - от 3 лет и 4 месяцев до 5 лет.

15.Рисует человечка(6 элементов) - от 4,5 лет до 6 лет.

Решение речевых проблем требует ДОСТАТОЧНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

  Понятие мелкой (или тонкой) моторики человека обозначает точные двигательные способности его рук.  Развитие мелкой моторики и, соответственно, координации движений рук ребёнка находится в прямой зависимости от состояния развития его мышления.

 Пальчиковые игры и упражнения способствуют развитию: памяти, внимания, воображения мышления, развивают пространственные представления, готовят ребенка к успешному обучению в школе.

Методика проведения упражнений по развитию мелкой моторики.

  1. В упражнениях с детьми начинайте с самого простого, а затем постепенно усложняйте задание.
  2. При объяснении называйте свои действия и добивайтесь этого от детей.
  3. Наблюдайте за работой детей, умейте вовремя прийти на помощь. Формы ее могут быть разнообразны: совет, вопрос, непосредственная помощь.
  4. Найдите, за что похвалить: за то, что ловко складывал пальчики, за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.
  5. Помните, приобщая ребенка к пальчиковым упражнениям и играм, надо мотивировать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию самостоятельности, ручной умелости.
свернуть

Экспресс-тест уровня сформированности речи у дошкольников

     Правильно ли говорит Ваш ребенок и нужна ли ему помощь логопеда? Чтобы ответить на этот простой вопрос, попробуйте самостоятельно оценить речевое развитие Вашего ребенка. Для этого Вам понадобятся время (в пределах одного часа) и наглядный материал (картинки, игрушки), чтобы малышу было интересно работать. Хорошо, если занятия будут проводиться в виде игры.

Речевой материал рассчитан на определение уровня сформированности речи у детей старше 4,5 лет.

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

ЗАДАНИЕ 1. Составление рассказа по сюжетной картинке

Вам понадобится любая сюжетная картинка с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке. Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать что на ней нарисовано. Хорошо, если Вы запишете рассказ ребенка дословно. Это поможет позже его спокойно проанализировать и у Вас появится материал для размышлений.

   Как вариант, Вы можете попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал Ваш ребенок.

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ:  Ребенок составил рассказ самостоятельно. Вы ему не помогали.  В рассказе были использованы слова точные по смыслу (богатый словарный запас). Строил фразы грамматически правильно, без грамматических ошибок. Использовал предложения, состоящих из 4-х и более слов. Все звуки и слова ребенок произносил правильно. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная. Такой рассказ составит ребенок, речевое развитие которого соответствует возрастной норме.

ЗАДАНИЕ 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок должен устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы Ваш малыш смог найти начало истории, ее продолжение и конец. У Вас получится 3-4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает.

Вас должно насторожить, если:

– ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;  часто отвлекался от темы рассказа, не выделял «главных» событий, или в рассказе было много повторов;

– ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные, короткие (нераспространенные) предложения;

– значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;

  В этих случаях Вам, безусловно, нужна консультация специалиста.  

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

ЗАДАНИЕ 1. Составление предложений по картинкам

Вам понадобятся 3-4 картинки, по которым можно было бы составить несколько предложений так, чтобы получился короткий рассказ. Например, на картинке изображен сидящий мальчик, рядом с ним сломанная игрушечная машинка. Ребенок составляет примерно такой текст: «Мальчик играл с машинкой. Машинка сломалась, у нее отлетело колесо. Мальчик огорчен, потому что это была его любимая игрушка. Теперь ее надо починить». Если:

– ребенок не может самостоятельно составить предложения; ребенок только перечисляет предметы на картинке («Вот мальчик. Машинка»);  составляет очень короткие предложения; допускает ошибки грамматического характера  («У машинки нет колесов»),  то Вашему ребенку необходима

помощь специалиста.

ЗАДАНИЕ 2. Согласование имени прилагательного или местоимения с именем существительным в роде, числе

Вам понадобятся предметные картинки или какие-то игрушки, предметы. Имена существительные, обозначающие предметы, должны быть женского, мужского и среднего рода (кошка, стол, солнце). Кроме того, должны быть существительные, которые используются только во множественном числе (ножницы, очки, колготки, брюки и т. п.) или на картинке должно быть несколько однородных предметов (цветы, жуки…).

Поиграйте с ребенком в игру «Жадина». Что он ни увидит, обо всем говорит «мой», «моя», «мое» или «мои». «Мой мяч», «мои игрушки». Вас должно насторожить, если ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок.

ЗАДАНИЕ 3. Употребление предлогов

Вам понадобится любая небольшая игрушка или мяч. Попросите его спрятать «мишку» в коробку, положить на стол, под стол, между стульями и т.п. Вы усложните задание, если попросите малыша – «перед тем как положить мишку перед коробкой, прыгнуть на правой ножке два раза». Придумайте и другие сложные инструкции. Очень хорошо, если Вы убедились – Ваш ребенок Вас понимает, он легко удерживает в памяти инструкцию из трех элементов, уверенно выполняет ее.

Во второй части задания игрушку прячете Вы. Ребенок говорит – где она. Требовать полных ответов необязательно. Главное, чтобы ребенок в ответе использовал предлоги и правильно употреблял падежные окончания существительных. Самые сложные, в речи появляющиеся позже остальных (к 5,5 – 6 годам), предлоги «из-за», «из-под», «между», «через».

ЗАДАНИЕ 4. Словообразование и словоизменение.

Ребенок внимательно слушает, как изменяются слова в первой паре, и по аналогии пытается изменить другие слова.

1). Книга – книги

2). Стул – стулья

3). Рот – рты

Чашка –                     Перо –                 Лев –

Нож –                         Копье –              Огурец –

4). Лев – львица – львенок – львята

Тигр –                   Лиса –               Медведь –

Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата

Еж –                     Бобр –

5).Шкаф – шкафчик

6). Яблоко – яблочный

Цветок –                          Виноград –

Стул –                               Апельсин –

Ларец –                           Морковь –

    Можете проверить – как ребенок справляется с трудными случаями.

Мех – из меха какой? – меховой

Слива – из сливы компот какой? –

Груша – из груши компот какой? –

Если ребенок в каждой серии делает ошибки, то Вам нужна консультация логопеда.

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ  СЛОВА

   Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры. Вот примерный перечень «трудных» для ребенка слов. Хорошо, если к каким-то из них Вы сможете подобрать картинки, но можно обойтись и без них. Медведь, дверь, дерево, трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекресток, фотография.

          Какие могут быть трудности:

– ребенок произносит только отдельные слоги; ребенок меняет слоги местами; ребенок один слог произносит многократно, заменяя им другие слоги; ребенок сокращает слово, пропускает некоторые слоги или не договаривает слово до конца; пропускает согласные там, где они стоят рядом; ребенок произносит слово всякий раз по-разному.

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

    Формирование звукопроизношения обычно заканчивается к пяти, пяти с половиной годам. К этому возрасту ребенок должен правильно использовать все звуки в собственной речи и не смешивать между собой. Однако, если у ребенка независимо от возраста, отмечаются искажения какого-то звука – он есть, но звучит «неправильно» или заменяется другим «неправильным» звуком, Вашему ребенку срочно требуются логопедические занятия.   Самым простым способом обследования звукопроизношения является такой: ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звук должен находиться в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Потом попросите ребенка или придумайте сами короткую фразу с этим словом. Если нужные картинки подобрать не удалось, то просто попросите ребенка повторить слова с разными звуками.

Примерный список слов:

«с» – санки, оса, нос

«сь»- семь, апельсин, гусь

«з» – замок, коза

«зь»- зима, магазин

«ц» – цапля, овца, палец

«ш»- шапка, машина, мышь

«ж»- жук, лыжи

«ч» – чайник, качели, мяч

«щ»- щука, овощи, плащ

«л» – лампа, балалайка, дятел

«ль»- лимон, пальма, фасоль

«р» – ракета, картошка, комар

«рь»- репка, карета, дверь

свернуть

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от речевой практики, речевого окружения, воспитания и обучения.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе индивидуального развития от момента рождения до конца жизни.

Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Развитие речи тесно связано с развитием мышления.

 Этапы речевого развития:

 I этап развития речи – подготовительный (с момента рождения до одного года). В это время появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию движений дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Через две недели ребенок начинает реагировать на голос говорящего: прислушивается, перестает плакать.

К концу 1- го месяца ребенка можно успокоить мелодичной песней. Далее он поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.

Вскоре малыш начинает реагировать на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет. Около 2-х месяцев появляется гуление, к началу 3-его – лепет (агу, тя-тя и т.п.).

С 5-ти месяцев ребенок слышит звуки, видит артикуляцию, пытается подражать. С 6-ти месяцев путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.). В дальнейшем перенимается тон, ритм, мелодика, интонация речи. Во 2-ом полугодии звукосочетания воспринимаются и связываются с предметами и действиями (тик-так, бух и т.п.), запоминаются слова, появляются реакции на них. С 7-9 месяцев ребенок повторяет за взрослыми разнообразные звукосочетания. К концу 1-го года жизни появляются первые слова.

 II этап – преддошкольный (от 1 года до 3-х лет).  Этап становления активной речи. В это время ребенок много и охотно повторяет за говорящим человеком и сам произносит слова. При этом путает звуки, переставляет их местами, искажает, пропускает. С 1,5 лет появляется понимание словесного объяснения взрослого, накопление новых слов, усвоение знаний.

К 2-м годам дети овладевают навыками употребления единственного и множественного числа существительных,  времени и лица глаголов, используют падежные окончания. На второй-третий год жизни происходит значительное накопление словаря, формируется грамматический строй речи, появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К трем годам у детей должны быть сформированы все основные грамматические категории. На этом этапе понимание речи превосходит произносительные возможности.

 III этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). На этом этапе у детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Но уже развивается звуковой контроль над собственным произношением, умение исправлять его (т.е. формируется фонематическое восприятие). В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, овладение связной речью, усложняется структура предложений. На пятом году жизни высказывания детей напоминают краткий рассказ.  В пять лет дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки, что свидетельствует об овладении монологической речью. В этот же период улучшается фонематическое восприятие: различаются гласные и согласные звуки; мягкие - твердые согласные; сонорные, свистящие, шипящие звуки. К пяти-шести годам заканчивается формирование правильного произношения, и ребенок говорит чисто.

 IV этап - школьный  (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи детей в этом возрасте - это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказывания. При этом ведущая роль принадлежит письменной речи.

 Указанные этапы не имеют строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

 

Как правильно помочь ребен­ку? Что зависит от нас, родителей? На эти вопросы мы попытаемся ответить далее.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: от­клонения в развитии зубов, неправильное расположе­ние верхних зубов по отношению к нижним и др. Что­бы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вов­ремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слы­ша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном сниже­нии слуха он лишается возможности нормально воспри­нимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо обе­регать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Берегите еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускайте чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучайте дышать через нос, предупреждайте хронический насморк.

Помогите ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначен­ные детям школьного возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы -  взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Обратите внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем до­школьном возрасте, нельзя «подделываться» под детс­кую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать сво­евременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка и частое употребление слов с уменьши­тельными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звукослоговом отношении. Если ваш ребенок неправиль­но произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не сле­дует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хва­лить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Некоторые недостатки в речи детей возможно устра­нить только при помощи специалистов, учителей-лого­педов. Но ряд недостатков устранить легко и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно про­износит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо под­ходить очень осторожно. Не ругайте ребенка за его плохую речь и не требуйте, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, за­мыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять непра­вильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать об­разец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рас­сматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пере­сказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом слу­чае предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем ука­жите на ошибки, дав образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иног­да на них трудно найти правильный ответ. В этом случае мож­но пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуля­ет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш по­лучит правильную информацию, увидит в лице взрос­лого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

В семье для ребенка создайте такие ус­ловия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, полу­чал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интерес­но рассказывать.

свернуть