Публичный отчет

Анализ результатов деятельности ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации  Клецкого района» за 2019/2020 учебный год

В 2019/2020 учебном году деятельность ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Клецкого района» была направлена на обеспечение вариативности получения образования для лицс особенностями психофизического развития, обеспечивающего достижение необходимого и качественного уровня сформированности ключевых компетенций у лиц с ОПФР, повышение их жизнеспособности. Работа педагогического коллектива была организована в соответствиис законодательством, нормативными правовыми актами Республики Беларусь, постановлениями и решениями органов власти, управления по образованию, спорту и туризму Клецкого райисполкома.

Специалистами центра ежегодно ведется работа по созданиюи актуализации районного банка данных детейс особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), нуждающихся в получении специального образования, что позволяет своевременно осуществлять анализ динамики развития, эффективности коррекционного воздействияв условиях специально организованного обучения и воспитания, разрабатывать предложения по оптимизации сети специальныхи интегрированных групп, классов интегрированного обучения и воспитания. Банк данных детей с ОПФР в 2019/2020 учебном году составлял 629 детей, из них 27 – дети-инвалиды (4,3% от общего количества детей с ОПФР).

Справочно. В 2018/2019 учебном году - 636 детей, из них 26 дети-инвалиды (4,1%), в 2017/2018 учебном году – 605 детей с ОПФР, из них 20 детей-инвалидов (3,3 %), в 2016/2017 учебном году 562 ребёнка с ОПФР, из них 26 детей-инвалидов (4,6%).

Охват детей специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью в 2019/2020 учебному году составлял – 98,7% (областной показатель 99,3%). Доля обучающихся с ОПФР, получающих образование в условиях интегрированного обучения и воспитания – 92,8(областной показатель 89,9%). Снижение охвата специальным образованием обусловлено недостаточным количеством специалистов, работающихв сельской местности. Для увеличения охвата детей специальным образованием в следующем учебном году необходимо изыскать возможность привлечения молодых специалистов для работы в учреждениях образования района.

Справочно. В 2018/2019 учебном году охват специальным образованиеми коррекционно-педагогической помощью составил 99,4 % , в 2017/2018 учебном году  - 99,7%, в 2016/2017 учебном году - 99,8%.

Ежегодно проводится актуализация банка данных педагогических работников учреждений района, реализующих образовательные программы специального образования, банка данных современных педагогических технологий в обучении и воспитании лиц с ОПФР. Центр осуществляет анализ деятельности учреждений образования, создавших условия для получения специального образования лицами с ОПФР и оказания им коррекционно-педагогической помощи, анализ данных ежегодного комплексного обследования данной категорией детей.

В учреждениях образования района функционировало 15 пунктов коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП): 2 в учреждениях дошкольного образования, 13 в учреждениях общего среднего образования (из них 3 в УПК). В 2019/2020 учебном году коррекционную помощь получали 493 ребёнка.

Справочно. (В 2018/2019 учебном году коррекционную помощь получали 504 ребенка; в 2017/2018 учебном году - 467 детей; в 2016/2017 учебном году - 485 детей.)

Охват коррекционно-педагогической помощью лиц с ОПФР от числа детей, состоящих на учете в локальном банке данных и нуждающихсяв коррекционно-педагогической помощи с 2017 года по 2019 год составлял 100%. В связи с недостатком учителей-дефектологов в первой четверти 2019/2020 учебного года охват коррекционно-педагогической помощью составлял 98,7%. Со второй четверти 2019/2020 учебного года вакантные ставки учителей-дефектологов были заполнены путем привлечения совместителей, таким образом обучающиеся получали коррекционно-педагогическую помощь в течении учебного года. Раннюю комплексную помощь ежегодно получают 100% детей с ОПФР.

Система специального образования на уровне общего среднего образования в 2019/2020 учебном году была представлена 21 классом интегрированного обучения и воспитания (26 детей), для 2 детей с ОПФР в 2 учреждениях общего среднего образования было организовано обучение на дому. В текущем учебном году в 4 учреждениях дошкольного образования района функционировали 2 специальные группы (41 ребёнок) и 3 группы интегрированного обучения и воспитания (10 детей).

В 2019/2020 учебном году количество специальных групп и классов (групп) интегрированного обучения и воспитания позволили своевременно обеспечить специальным образованием все категории детей с ОПФР, а также повысить качество оказываемой помощи, о чем свидетельствует повышение процента результативности.

С целью увеличения охвата детей с ОПФР специальной помощью был организован подвоз в ГУО «Клецкий ясли-сад №2», ГУО «Клецкая средняя школа №1» и ГУО «Клецкая средняя школа №2» обучающихся с ОПФР совместно с обучающимися центра. В августе 2020 года приобретен специально оборудованный автомобиль для организации подвоза лицс инвалидностью.

 В 2019/2020 учебном году надомное обучение было организовано для 4 обучающихся с ОПФР.

Продолжается работа по вовлечению обучающихся центра в кружковую работу. Занятия кружка «Тестопластика», проходившие на базе центра посещают все обучающиеся.

Справочно: В 2019/2020 учебном году 226 детей с ОПФР (75%) из учреждений общего среднего образования района посещали объединения по интересам.В 2018/2019 учебном году - 172 ребенка (50,1%).

В системе специального образования Клецкого района в 2019/2020 учебном году работало 23 учителя-дефектолога с высшим специальным образованием, из них высшая квалификационная категория у 7 педагогов (30,5%); первая у 10 педагогов (43,5%); вторая у 3 педагогов (13%); без категории – 3 молодых специалиста (13%).

Вопросы повышения квалификации учителей-дефектологов находятся на постоянном контроле. В 2019/2020 учебном году курсы повышения квалификации прошли 4 педагога. Выполнение плана повышения квалификации за учебный год составило 100%. В 2020 учебном году запланировано повышение квалификации 8 педагогами, в том числе3 педагогами ЦКРОиР. Однако анализ кадровой обеспеченности специалистов системы специального образования Клецкого района показывает недостаточную обеспеченность учителями-дефектологами ПКПП. Потребность в учителях-дефектологах на 2020/2021 учебный год составляет 7 педагогов. В 2019/2020 учебном году заканчивает обучение выпускница БГПУ им.М.Танка, имеющая целевое направление по специальности «Олигофренопедагогика. Логопедия», которая будет в новом учебном году трудоустроена в ГУО «Домоткановичская СШ», планируется заполнить вакансию учителя-дефектолога в ГУО «ЦКРОиР Клецкого района».  В остальных учреждения образования вакансии будут заполнены путем привлечения совместителей.

Образовательный процесс в центре осуществляли 12 педагогов, из них2 совместителя (музыкальный руководитель, учитель-дефектолог). Высшее педагогическое образование имеют 11 (91%), среднее специальное –1 совместитель (9%), 1 педагог находится в отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет. Высшую категорию имеет 3 педагога, что составляет 25%, первую – 4 (33,3%), вторую – 5 (41,7%). В январе 2020 года 2 педагога прошли курсы повышения квалификации в Минском областном институте развития образования. В 2020/2021 учебном году, после прохождения курсовой подготовки, 2 педагога планируют повышение квалификационной категории.

 В центре осуществляется обучение и воспитание лиц с тяжелымии (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями (далее – ТМНР), а также оказание коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР, в том числе раннего возраста. Всего в 2019/2020 учебном году в ЦКРОиР было зачислено 49 детей (7,8% от общего числа детей с ОПФР, находящихся в районном банке данных).

Справочно. В 2018/2019 учебном году помощь в ЦКРОиР получали 50 детей (7,9%). В 2017/2018 учебном году помощь в ЦКРОиР получали 56 детей (9,3%). В 2016/2017 учебном году коррекционную помощь в ЦКРОиР получали 55 детей (9,8%).

В специальной группе в 2019/2020 учебном году обучалось6 воспитанников, для 2-х из них было организовано обучение на дому, в классе - 5 учащихся. Для одного выпускника решением Клецкого районного исполнительного комитета была организована социальная адаптацияи трудовая реабилитация, 1 учащийся в сентябре 2019 годапо медицинским показаниям был отчислен из учреждения образованияи переведен на надомное обучение по месту жительства. Коррекционная помощь на базе ЦКРОиР оказывалась 33 детям из учреждений образования района. Индивидуальные коррекционные занятия учителя-дефектологаи педагога-психолога посещали 5 детей раннего возраста с ОПФР.

Образовательный процесс в учреждении образования был организован в режиме пятидневной недели, время пребывания обучающихся составляло 10,5 часов. Возрастной диапазон обучающихся был от 3 до 17 лет.

В текущем учебном году деятельность педагогов цетра предусматривала решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности обучающихся не тольков рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов. При проведении организованной образовательной деятельности использовались как традиционные, так и нетрадиционные методы работы (например, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения, элементы ТРИЗ, РТВ и т. д). С целью социальной адаптации в социуме с учащимисяи воспитанниками на протяжении учебного года проводились экскурсиив учреждения социального и медицинского обслуживания, в городской парк, детскую библиотеку, магазины. Неоднородность структуры нарушений каждого обучающегося требовала дифференциации образовательного процесса. Именно с этой целью в учреждении для каждого ребенка проводилось изучение уровня знаний по образовательным областями коррекционным занятиям. Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы позволяет мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения общеобразовательных программ. Сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года свидетельствует о росте усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития обучающихся по всем направлениям деятельности. Этому способствовало использование ИКТ в образовательном процессе, нестандартных форм и методов работы, индивидуальный подходи преемственность в работе учителей-дефектологов и воспитателей.  При организации образовательного процесса педагоги активно использовалив работе с детьми средства мультимедиа, программное обеспечение, ресурсы сенсорной комнаты, кабинета СБО. Содержание обучения строилосьс учётом принципов дифференцированности и многоканальности. Учителя-дефектологи активно применяли методы альтернативной коммуникации путём использования доступных невербальных средств.

В следующем учебном году педагогам, необходимо особое внимание уделить систематическому закреплению и применению в разнообразных видах детской деятельности знаний и навыков, полученных детьми в ходе образовательной деятельности.

Вопросы повышения качества образовательного процесса и оказания коррекционно-педагогической помощи регулярно рассматривались на педсоветах и совещаниях при директоре. В течении года педагоги посещали обучающие областные обучающие и тематические семинары и семинары-практикумы.  

Опыт работы по реализации компетентностного подходав осуществлении образовательного процесса с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития, педагоги представляли на методических часах и открытых просмотрах. Проведение открытых воспитательных мероприятий, учебных и коррекционных занятий стало действенным средством обмена опытом и эффективной формой повышения квалификации педагогов.

На протяжении учебного года совершенствовались средовые ресурсы. Плодотворной оказалась работа по обновлению предметно-развивающей среды в классе: обновлены учебные зоны, зона отдыха и уголок для родителей, изготовлен баннер «Классная жизнь», пополнено нестандартное спортивное оборудование и картотека игр, изготовлены сенсорные пособия.  Предметно-развивающая среда в коррекционном кабинете создана с учётом коррекционной направленности и условий, обеспечивающих безопасное пребывание и способствует укреплению здоровья обучающихся; в течение учебного года была произведена заменена мебели, освещения, приобретены развивающие пособия, дидактические игры и игрушки. Воспитателями специальной группы создан театральный уголок, обновлена зона отдыха, приобретен баннер. Однако для оказания благоприятного влияния на развитие детей дошкольного возраста с ТМНР адаптивная среда специальной группы требует дальнейшего структурирования с учётом специфики организации образовательного процесса.

В течении учебного года согласно План проведения совместных мероприятий с ГУ «Клецкий ТЦСОН» велась работа по реализации программы перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН. Выпускник ежемесячно посещал занятия трудовой мастерской и музыкальной студии на базе ТЦСОН. С сентября 2020 года выпускник будет посещать отделение дневного пребывания ТЦСОН.

В 2020/2021 учебном году педагогу социальному необходимо продолжить активное сотрудничество с целью успешной и эффективной реализации программы перехода будущих выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН.

В рамках воспитательной работы в 2019/2020 учебном году проводились тематические недели: неделя безопасности дорожного движения «Азбука улиц, проспектов и дорог», неделя любителей природы  «Золотая осень», неделя спорта «Любим все мы веселиться, прыгать, бегать и резвиться», неделя новогодних приключений «Новый год у ворот», неделя национальных традиций  «Под Рождественской звездой», неделя патриотизма «Марш оловянных солдатиков», неделя красоты и здоровья «В мире красоты», неделя улыбок, сюрпризов и счастья, неделя детства. Содержание игр, выставок совместных творческих работ, развлекательных мероприятий, экскурсий, инсценировок сказок объединяла единая тематика для каждой недели.

Развивается волонтёрское движение. Волонтёры из учреждений образования г.Клецка принимали активное участие в праздниках, воспитательных мероприятиях, информационных акциях, организованных специалистами центра.

Однако в 2020/2021 учебном году требует дальнейшего развития волонтёрское движение. Педагогу социальному необходимо наладить сотрудничество с волонтерами из ГУО «Клецкая СШ №2», ГУО «Гимназия г. Клецка» и привлекать волонтеров не только к сопровождению во время культурно-досуговых и спортивных мероприятий, а также к экскурсионной, информационно-просветительской работе, благоустройству территории.

Ежегодно на базе районного центра культуры проводятся инклюзивные творческие мероприятия с участием детей с ОПФР и их здоровых сверстников. В рамках воспитательной работы 13 декабря 2019 года совместно с районным центром культуры прошёл X районный фестиваль художественного творчества «Зажги свою звезду», в котором приняло участие 77 детей с ОПФР из учреждений образования района. Традиционным стало вовлечение местного сообщества к организации и проведению фестиваля. Для приобретения призов и подарков, оформления концертного зала были изысканы средства в размере 1100 рублей.

         Хореографический коллектив «Цыплята» обучающихся ГУО «ЦКРОиР Клецкого района» 9 декабря 2019 года принял участие в областном фестивале творчества детей-инвалидов и молодых инвалидов «Зажги свою звезду»в г.Держинске и был награжден дипломом и наградной статуэткой.

         В течение учебного года систематически проводилась работа по вовлечению родителей в жизнедеятельность центра. С октября по март месяц 2019/2020 учебного года в рамках сотрудничества центра и семьи родители принимали участие в учебных занятиях и спортивных мероприятиях.

         Профилактическая и информационно-просветительская работас родителями осуществлялась через: систематическое наполнение сайта, тренинговую деятельность, обновление стендовой информации, выступления на родительских собраниях, консультационную работу, анкетирование. Педагогом социальным регулярно посещались семьи обучающихся. Результатом работы стало отсутствие семей, находящихся в социально опасном положении на протяжении последних трех лет, активность родителей при посещении заседаний родительской гостиной «Уют» составила (90%).

В 2020/2021 учебном году следует продолжить работу, направленную на просвещение родителей по вопросам, связанным с воспитанием детей, оказанием практической помощи родителям по поддержанию благоприятного психологического климата в семье, используя эффективные формы и методы для поддержки семей в кризисные периоды. Особое внимание необходимо уделить обучению практическим навыкам конструктивного общения в семьеи организации совместного отдыха.

Специалистами социально-педагогической и психологической службы учреждения образования оказывалась индивидуально-ориентированная социально-педагогическая, психолого-педагогическая, реабилитационная помощь обучающимся центра и их законным представителям. Особое значение в работе педагогического коллектива уделялось вопросу охраны здоровья обучающихся. Параллельно с образовательным процессом осуществляется и медицинская реабилитация, в период острых респираторных заболеваний проводились физиопроцедуры. В сентябре 2019 года прошел плановый осмотр обучающихся узкими специалистами УЗ «Клецкая ЦРБ», по итогам осмотра медицинскими работниками было проведено консультирование родителей, даны рекомендации по организациии проведению физкультурно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Во второй и третьей четверти путем привлечения совместителя была заполнена вакансия инструктора ЛФК и для обучающихся проводились индивидуальные и подгрупповые занятия. Однако в течение учебного года оставалась вакантной ставка медсестры по массажу, что не позволяло в полной мере осуществлять реабилитационный процесс. К новому учебному году планируется обеспечить проведение реабилитационных мероприятий путём привлечения специалиста с медицинским образованием.

Ранняя коррекция физических и психических нарушений развитияу детей осуществлялась в рамках Программы межведомственного взаимодействия  психолого-медико-педагогической помощи детям от 0 до 3-х лет. В рамках реализации Программы в 2019/2020 учебном году 5 детей раннего возраста посещали коррекционные занятия в центре. Мониторинг эффективности работы с детьми раннего возраста имеет положительную динамику, уровень речевого и познавательного развития детей на конец учебного года значительно возрос. Для родителей, воспитывающих детей данной категории на протяжении года была организована работа родительского клуба «Кроха», следует отметить 100% посещение родителями заседаний. Продолжила работу группа в социальной сети ВК «Карапузики», однако педагогу-психологу следует пересмотреть формат подачи материала: объединить материал по темам и создать подстраницы.

Работа районной ПМПК осуществлялась в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь Об образовании, Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и другими локальными документами центра. Диагностическая работа специалистов была направлена на своевременное выявление детей с ОПФР.  В состав районном ПМПК входит 5 педагогов, 3 педагога имеют сертификатыо базовом повышении квалификации педагогических работников являющихся членами ПМПК центров коррекционно-развивающего обученияи реабилитации соответствующую курсовую подготовку, что составляет 60%. Двум педагогам необходимо пройти соответствующую подготовкув следующем учебном году. Диагностический инструментарий ПМПК представлен стандартизированными диагностическими методиками, дидактическими игровым материалом. Представленная документация, отражающая деятельность ПМПК, ведется в соответствии с нормативными требованиями. Однако, адаптивная среда кабинета диагностики не в полной мере соответствует целям и задачам психолого-медико-педагогического обследования детей с ОПФР; не оборудована зона ожидания при организации работы ПМПК для родителей и детей.

Согласно годовому плану на протяжении учебного года осуществлялся самоконтроль. Реализация функции самоконтроля носила систематизированный характер. В 2019/2020 учебном году при осуществлении самоконтроля использовалась практика оперативного контроля (обход, посещение и анализ занятий, прогулок), тематического (по отдельным вопросам образовательного процесса, выполнения правил внутреннего трудового распорядка и режима пребывания детей, соблюдения САНПиНа и др.). Результаты самоконтроля ежемесячно заслушивались на совещаниях при директоре.

На протяжении учебного года оказывалась методическаяи консультативная помощь руководителям учреждений образования, учителям–дефектологам ПКПП, педагогам интегрированных классов, специальной и интегрированной групп учреждений образования района. Основными темами консультаций были вопросы составления учебных планов для детей, обучающихся по специальным программам, вопросы индивидуально-возрастного развития ребёнка с ОПФР, содержания методов, приёмов и средств обучения, осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями, разработки и составления экзаменационных билетов по трудовому обучению для выпускников. 

С целью создания условий для личностного и профессионального роста педагогов специального образования средствами методической работыи усиления информационного сопровождения методической работыв 2019/2020 учебном году работало два методических объединения: методическое объединение учителей-дефектологов общего среднего образования и методическое объединение учителей-дефектологови воспитателей интегрированных и специальных групп. Заседания методических объединений носили выраженную практическую направленность. Тематика обсуждаемых вопросов подбиралась с учетом контингента детей, с которыми работали учителя-дефектологии воспитатели в 2019/2020 учебном году и актуальности проблем коррекционно-педагогического и учебного процесса. При проведении заседаний педагогами активно использовались видеофрагменты занятий учителей-дефектологов и воспитателей, создание выставок дидактических пособий.

На базе центра работает районный методический совет, в состав которого входят 6 учителей-дефектологов, из них четыре педагога имеют высшую квалификационную категорию, два педагога имеют первую квалификационную категорию.  В 2019/2020 учебном году  прошло2 заседания методического совета, на которых  были разработаны практические материалы и методические рекомендации по темам «Методические рекомендации учителям-дефектологам учреждений дошкольного и общего среднего образования по оказанию коррекционно-педагогической помощи слабослышащим детям и детям, имеющим нарушения слуха компенсированного кохлеарным имплантом», «Методические рекомендации учителям-дефектологам учреждений дошкольного и общего среднего образования по оказанию коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата».

С целью создания условий для личностного и профессионального роста педагогов, работающих с детьми с особенностями психофизического развития в рамках областного педагогического марафона 8 октября 2019 года в ГУО «ЦКРОиР Клецкого района» для заместителей директоров по учебной работе прошел день спецобразования «Создание инклюзивного образовательного пространства в учреждениях общего среднего образования».

Специалистами ЦКРОиР осуществляется координирующая функция по методическому сопровождению образовательного процесса детей с ОПФР Особого внимания заслуживает система работы по осуществлению методического сопровождения учителей-предметников, работающихв классах интегрированного обучения и воспитания по использованию наиболее эффективных приемов и методов в работе с детьмис интеллектуальной недостаточностью, которая на протяжении 3-х лет проводится в ЦКРОиР в форме методических диалогов. В 2020 году базе ЦКРОиР 28 февраля прошел методический диалог для учителей истории, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания «Овладение учащимися с интеллектуальной недостаточностью основами исторических знанийо важнейших событиях и явлениях истории Беларуси на уровне их познавательных и интеллектуальных возможностей».

В соответствии с Положением о районном конкурсе кабинетов пунктов коррекционно-педагогической помощи, утвержденным приказом начальника управления по образованию, спорту и туризму Клецкого райисполкома от 11.11.2019 № 811, в период с 02.12.2019 по 20.12.2019 состоялся районный конкурс кабинетов пунктов коррекционно-педагогической помощи.В конкурсе приняли участие 12 учреждений образования, на базе которых открыты и функционируют ПКПП. В ходе конкурса жюри была дана объективная оценка состояния кабинетов ПКПП, их материально-техническому оснащению, методическому обеспечению.

В опорном учреждении ГУО «Клецкий ясли-сад №2» в 2019/2020 учебном году продолжилась реализация областного педагогического проект «Использование ЛЕГО-конструирования для формирования лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с нарушениями речи». Особое внимание заслуживает опыт работы   учителя-дефектолога ГУО «Клецкая средняя школа №3» по использованию QR-кодов в развитии временных представлений у младших школьниковс ОПФР.

Однако по-прежнему остаётся актуальной проблема обобщения педагогами практического опыта работы с детьми с особенностями в развитии, распространение инновационного ресурса в образовательной практике региона, области, республики.

         В центре сложилась определённая система социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов, способствующая их социализации, дальнейшей адаптации в обществе, путём расширения их социальных контактов со здоровыми сверстниками. Специалистами ГУО «ЦКРОиР Клецкого района» ведется целенаправленная работа по формированию толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития. В 2019/2020 учебном году было проведено 2 тренинга для педагогов учреждений образования района, направленных на обеспечение гендерного равенства и построение инклюзивного общества. В ноябре 2019 года прошла районная информационная акция, посвященная международному дню толерантности. В апреле 2020 года с целью пропаганды идей толерантного поведения населения по отношению к лицам с особенностями развития прошла районная акция «Мир в синих тонах». С активистами волонтерских отрядов в канун Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма прошел тренинг «Я – это Я».

В рамках информационной кампании вопросы, освещающие разнообразные формы включения в социум детей с ОПФР были опубликованы в районных средствах массовой информации, а также на сайте управления по образованию спорту и туризму Клецкого района и сайте ЦКРОиР Клецкого района. В районной газете «Да новых перамог» в 2019/2020 учебном году вышло 9 публикаций, 1 выступление на радиостанции «Минская волна». Ежемесячно в центре выпускается газета «Шагаем вместе», специалистами разрабатываются информационные буклеты и памятки.  На базе детской консультации УЗ «Клецкая центральная районная больница» организовано консультирование родителей педагогом-психологом и учителем-дефектологом.

         В рамках международного сотрудничества в 2019/2020 учебном году продолжилась работа по реализации гуманитарного проекта «Протянем руку помощи» между ГУО «ЦКРОиР Клецкого района» и Религиозной миссией «Благотворительное католическое общество Каритас» Минско-Могилевской архиепархии при финансовой поддержке Мальтийской службы помощи Германии. В 2019/2020 учебном году за счет внебюджетных средств приобретено кухонная утварь, оборудование и мебель, развивающие игрушки и дидактические игры, стульчик для ребенка с ДЦП, логопедический стол, мягкое модульное кресло, набор для сюжетных игр «Кухня», ковер, рольшторы, 4 баннера, новогодние гирлянды, перфоратор, шторы, рассада цветов и кустов. К новому учебному году произведён ремонт в кабинете медсестры с заменой окна, укладкой ламината, облицовкой потолка и стен гипсокартонном и их покраской; произведена замена крыши над входомв класс; произведены работы по реконструкции пандуса на входном крыльце в соответствии с техническими характеристиками.